Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

💥 65 лет советскому садово-огородному трактору ДТ-20: ностальгия и особенности конструкции 🏭

Трактор ХТЗ ДТ-20, хорошо сохранившийся до нашего времени
Трактор ХТЗ ДТ-20, хорошо сохранившийся до нашего времени

===

Страницы истории СССР: 65 лет назад – в 1958 году, на Харьковском тракторном заводе имени Орджоникидзе (ХТЗ) началось серийное производство колёсного трактора ДТ-20.

Этот трактор (тягового класса 0.6) заменил в производственной линейке завода трактор ДТ-14, который выпускался с 1955 до 1959 года.

Основное назначение трактора ДТ-20 – это междурядная обработка в садах, огородах и на небольших полях, посадка и уборка овощей, косьба и уборка сена, а также различные работы в животноводстве.

---

Сборочный конвейер Харьковского тракторного завода, 1958 год
Сборочный конвейер Харьковского тракторного завода, 1958 год

===

На трактор ДТ-20 устанавливался дизельный одноцилиндровый четырёхтактный двигатель водяного охлаждения Д-20 производства ХТЗ.

Объём двигателя составляет 1,8 литра (диаметр цилиндра – 125 мм, ход поршня – 140 мм), максимальная мощность – 20 лошадиных сил при 1800 об/мин (используется при выполнении транспортных работ).

---

На первом режиме – при выполнении основных работ, двигатель развивает мощность 18 л. с. при 1600 об/мин. Емкость топливного бака составляет 45 литров.

Двигатель трактора ДТ-20
Двигатель трактора ДТ-20

===

Запуск двигателя Д-20 осуществляется при помощи электрического стартера СТ-201.

Сцепление – однодисковое постоянно замкнутого типа, механическая коробка передач с реверсом обеспечивает 5 скоростей вперёд и 4 – назад.

Максимальная транспортная скорость трактора ДТ-20, эксплуатационной массой 1,5 тонны, составляет 18 км/ч. При этом минимальная скорость на нереверсируемой прямой замедленной передаче составляет 0,9 км/ч.

Так устроен дизельный двигатель Д-20
Так устроен дизельный двигатель Д-20

===

Немного ностальгии по советской инженерной школе:

На «современные» китайские и российские мини-тракторы (массой 400-500 кг) некоторые производители тоже устанавливают двигатели мощностью 18 - 20 лошадей и более…
Но, на самом деле, хватает и 10 -12 л.с. для мини-трактора весом 0,5 тонны. А увеличение мощности двигателя, без увеличения массы мини-трактора, приводит только к удорожанию техники...

---

Трактор ДТ-20 на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, Москва 1958 год)
Трактор ДТ-20 на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, Москва 1958 год)

===

В одном корпусе с коробкой передач трактора установлен конический дифференциал с двумя сателлитами.

К тормозным рукавам присоединены конечные передачи (одноступенчатые редукторы), при этом можно изменить продольную базу и дорожный просвет трактора – меняя крепление конечных передач.

Колея трактора регулировалась в пределах 1100 – 1500 мм, дорожный просвет также изменяемый – от 308 до 515 мм.

---

Трактор ДТ-20 в Музее истории трактора (г. Чебоксары), вид сзади
Трактор ДТ-20 в Музее истории трактора (г. Чебоксары), вид сзади

===

Задний вал отбора мощности (545 оборотов в минуту) и гидравлическая задняя навесная система трактора предназначены для агрегатирования различного сельскохозяйственного оборудования.

Гидравлический привод навесной системы осуществляется при помощи масляного насоса НШ-10 шестеренчатого типа (16 литров в минуту при 1600 об/мин) и четырёхпозиционного распределителя.

---

Кроме того, на трактор с правой стороны (от хвостовика вала коробки передач) можно было установить специальный шкив – для привода стационарных сельхозмашин.

Трактор ДТ-20 с боковой сенокосилкой на ВДНХ (Москва, 1960 год)
Трактор ДТ-20 с боковой сенокосилкой на ВДНХ (Москва, 1960 год)

===

Трактор ДТ-20 оборудовался пружинным мягким одноместным регулируемым сиденьем с подлокотниками и ящиком для хранения инструментов.

При работе трактора на реверсивном ходу, сиденье снималось с кронштейна крепления и крепилось болтами к верхней крышке главной передачи трактора.

---

Для защиты тракториста от солнца и дождя на трактор ДТ-20 устанавливался съёмный тент на металлическом трубчатом каркасе (при этом крышу тента можно было перемещать вперёд-назад).

Рабочее место тракториста на ДТ-20
Рабочее место тракториста на ДТ-20

===

Тракторы ДТ-20 выпускались в пяти модификациях: С1 – для пропашных работ, С2 – общего назначения для сельскохозяйственных и транспортных работ, С3, С4 и С5 – экспортные модификации ДТ-20.

Кроме того, на базе колёсного трактора ДТ-20 были разработаны специальные машины: гусеничный трактор ДТ-20В, высококлиренсный трактор ДТ-20К и узкогабаритный ДТ-20У.

В заключение отметим, что трактор ДТ-20 производился до 1970 года (всего было выпущено 250 тысяч единиц этой техники), а затем на заводе в Харькове начался выпуск более мощного трактора модели Т-25.

На экспорт советские тракторы ДТ-20 поставлялись под торговой маркой BELARUS 💥
На экспорт советские тракторы ДТ-20 поставлялись под торговой маркой BELARUS 💥

===