Привет, коллеги! Моему блогу всего месяц (активно начала его вести только с начала февраля), но благодаря вам и вашему интересу к моим статьям, я уже смело могу писать на те темы, которые мы с вами часто обсуждаем в комментариях.
Так как в прошлом я - маркетолог с неплохим опытом, я пыталась анализировать и искать темы для своих статей в интернете. Сейчас мне стало интересно анализировать комментарии, и вы не представляете, сколько идей вы мне "накидываете":) Спасибо вам за интерес и за то, что вы живые, разносторонние, интересные и общительные.
Так вот. Тема, на раскрытие которой меня натолкнули именно обсуждения под моими статьями…
Для меня фотографы делятся на 4 категории:
1. Начинающий любитель
2. Любитель
3. Начинающий коммерческий фотограф
4. Коммерческий фотограф.
Вот именно такая градация, и менять местами эти пункты я бы не стала.
И это не про уровень, друзья! Ни в коем случае не подумайте, что пункты расставлены по нарастающей.
Зачастую, любитель даст фору профи и разнесет в пух и прах коммерческого фотографа, который имеет огромный стаж работы.
Но человек, который считает своим призванием фотографию, который классно фотографирует, который хорошо технически подкован, может (и будет) чувствовать себя новичком, как только переступит из второго пункта к третьему. И как бы ему не казалось все понятным и очевидным, сразу в четвертый пункт он не перескочит. Потому что, как я уже писала, профессиональный фотограф - это не статус, определяющий только качество снимков, это еще и масса вопросов, не касающихся фотографии, а больше относящихся к вопросам: «как себя продать», «как определить и разделить "зарабатывающие" жанры, а что оставить в категории "любитель".
То есть, одна из основных задач коммерческого фотографа -
Определить свою нишу.
Я по себе знаю, на сколько это непросто. И в начале своей карьеры я долго мучалась над своим портфолио, которое имело на тот момент уже внушительное количество неплохих фотографий.
Если мы для себя ставим задачу - зарабатывать, то главное правило маркетинга в нашем случае: Показывать, "выпячивать" на первый план свои самые лучшие снимки, в том жанре, который мы отдаем в коммерцию.
Но для того, чтобы нас начали покупать - необходимо показать разнообразие и одинаково крутое качество во всех направлениях нашего жанра. То есть выставить серию красивых работ с одной съемки это утопия.
Нашему будущему клиенту мы должны показать свои исключительные возможности в определенном жанре.
Поэтому первое, от чего придется отказаться - от своих фотографий, которые не входят в этот формат.
Для меня это были жанры категорий "пейзаж" и "архитектура". Как бы я не любила этот вид съемки, сколько бы я не имела хороших, показывающих мое мастерство кадров в этой области - в моем "продающем" портфолио им нет места. Если и есть, то только в формате блогов или в разделе "другое".
Но при переходе из любителя в профи очень многие воспринимают этот вопрос иначе. Им кажется так: "Покажу все самое лучшее, что умею! Найду клиента на все виды съемок, которые так или иначе смогу провести."
Но опять же, вспоминая маркетинг - бОльшим успехом всегда будет пользоваться профессионал с узкой специализацией. Это предполагает более высокое качество, индивидуальный подход, знание своего дела, концентрацию всего своего потенциала только в одной определенной области.
Выбрав то направление, в котором вам комфортнее всего именно зарабатывать, начинаем его развивать, накручивать, как по спирали свое видение, свои наработки, свое фирменное исполнение, свою стилистику.
Главная цель - выделяться среди других фотографов, работающих в этом же направлении.
Выделиться из всех фотографов и всех жанров фотографии гораздо сложнее) Дано далеко не каждому. Если цель все-таки зарабатывать, а в планах еще и ХОРОШО зарабатывать, то нужно иметь трезвый взгляд на этот мир и ставить перед собой все-таки выполнимые цели.
Следующая жертва, которую я бы советовала принести ради успеха в своем деле -
Перестать смотреть на фотографию, как любитель. Отстраниться от сообществ и всевозможных клубов любителей фотографии.
Конечно, жертва тоже не из легких. В свое время, наверное, у каждого фотографа были свои любимые «домики»:) На моей памяти это и фотосайт, и фото.ру, и еще парочка клубов, названия которых я уже не припомню….Там мы обсуждали и технику, и свои навыки. Делились на коалиции, делились опытом.
Как только я начала не просто интересоваться фотографией, а зарабатывать, я поняла, что моё нахождение в сообществах очень мешает и не дает возможности сконцентрироваться на своей деятельности в полной мере.
Первое время я по привычке продолжала выставлять свои кадры на всеобщее обсуждение. Но теперь, казалось бы, такая привычная среда превращалась в какую-то противоречащую всем законам бизнеса платформу.
Каждый судил по себе, по своему уровню, по своим способностям и самое главное возможностям. Людям, далеким от жанра, в котором вы работаете и от понятия «фотография, как бизнес» очень сложно оценивать адекватно те фотографии, которые сняты не только для души, а еще и для заработка.
Комментарии примерно такие:
- «Да зачем эта студия, лучше бы на улицу вышли!»,
- «Да кому интересен этот бизнес-портрет, лучше бы в поле с ромашками нагишом побегали»,
- «Вот зачем невесты в этот «Турандот» да ГУМ ездят, лучше бы на старых железнодорожных путях пофоткались»….
В какой-то момент мне это все жутко начало мешать. И если я всегда воспринимала даже жесткую критику, как полезный опыт, то в бизнесе, который «кормит» нужно искать для себя комфортные условия и по возможности исключать все стрессовые ситуации, так как в любом деле их будет и без того много.
Отсюда выходит еще одно правило. Уже не отказ или жертва, а скорее совет для поддержания своего комфорта.
Используйте во благо критику только двух категорий людей:
- Фотографы, которые работают в вашем направлении и «продукт» которых вам самим нравится.
- Ваши потенциальные клиенты.
Казалось бы, очень сильный разброс категорий:) Но я сейчас объясню.
Все фотографы, все жанры, все направления имеют свое право на существование. Именно эта совокупность жанров, стилей, направлений и составляет общее понятие «фотоискусство».
Но каждый для себя выбирает свой жанр, тот который ближе, понятнее, интереснее.
Могу ли, к примеру, я адекватно оценить жанр, который для меня далек? Могу, но только на уровне нравится/не нравится.
Могу ли я указывать на недостатки, технические недоработки? Могу, но только, как любитель в этом жанре и только на те, которые для меня очевидны.
Стану ли я лезть со своим профессиональным мнением в те жанры, в которых не работаю? Да ни за что!
Соответственно мои комментарии авторы могут просто пропускать мимо ушей. Я в этом деле не профи, а только «зритель».
Так же и я сама, могу читать массу интересных отзывов, где-то поспорю, что-то приму к сведению, что-то пропущу и пойду дальше.
Но если мне пишет человек, который знает о чем говорит, который показывает мне своими работами, что он «в теме», то от такого фотографа я с благодарностью приму каждое его слово. Потому что он может меня научить, может увидеть недоработки, может открыть для меня что-то новое.
И вторая категория -
Потенциальные клиенты
категория, к которой я всегда прислушиваюсь! Те, кто не имеют вообще никакого отношения к фотографии, но хотели бы сделать для себя фотосессию. Вот мнение этих людей тоже всегда важно в плане развития бизнеса.
Узнать, чего не хватает в моем портфолио для того, чтобы выбрали именно меня. Что не нравится в представленных мною фотографиях. Это уже напрямую работа над выявлением потребности к тому продукту, который я продаю. Это важно и нужно всем, кто решил зарабатывать фотографией.
То есть для меня критика от человека, далекого от фотографии зачастую гораздо дороже и полезнее, чем «разнос моей фотографии на частицы и атомы» от фотографа, который всю жизнь снимает на профессиональную камеру, но в далеком от моего жанра направлении. Но с такими коллегами мне очень интересно общаться как раз на уровне любителя. Я с удовольствием рассматриваю фотографии, узнаю что-то новое про технику, про направления и моду в фотографии. То есть я с большим удовольствием на какое-то время оставляю свою профессию и превращаюсь в любителя с самым прекрасным хобби на свете:)
Спасибо за внимание🌹