Лет в семь-восемь я знал только одну Алису – ту, что любила проваливаться в кроличьи норы и ходить сквозь зеркала, разговаривать с чеширскими котами и якшаться с подозрительными шорьками, шалтаями-болтаями и шляпниками. И хорошо помню: когда родители неожиданно принесли внушительную стопку разноцветных книжек про приключения Алисы, я долго не решался к ним прикоснуться – боялся вновь попасть в водоворот кэрролловского безумия. Однако книги были не дарены, а на время дадены, и они не могли простить читательского малодушия...
Как вы, вероятно, уже догадались, в тот день мне повезло познакомиться с творчеством Кира Булычёва (1934-2003 гг.) и отважной советской девочкой Алисой Селезнёвой, дружбу с которой я сумел пронести через годы и книги. Алиса – такой товарищ, от которого так просто не отделаешься! Только вдумайтесь: Кир Булычёв почти 40 лет писал про её приключения! В 1965 году вышел первый сборник рассказов «Девочка, с которой ничего не случится», а в 2003 году – незадолго до смерти мастера – последняя повесть «Алиса и Алисия».
Не думаю, что прочитал весь цикл, а многое из тех фантастических приключений попросту забылось... Но вот на днях в лавке букиниста откопал книгу Булычёва «Алиса и лилипуты» 1997 года издания, заглянул в аннотацию и... (Никогда не верьте аннотациям, лучше откройте книгу где-нибудь посерёдке и прочтите пару абзацев, чтобы понять стиль и язык автора. Если уж и попадётся мура, то мура удобоваримая. – Прим. авт.). Приведу пару строк из той самой аннотации: «Ужасная угроза порабощения нависла над всеми землянами, и ради победы над злобными пришельцами наши герои готовы пойти даже на союз с бывшими недругами с планеты Кротокрыс». «Алиса и лилипуты» - это, разумеется, повесть Кира Булычёва «Война с лилипутами», но у меня закрались сомнения: то ли я страдаю гораздо более серьёзными провалами в памяти, чем полагал, то ли автор аннотации книгу не читал... В общем, сегодня вместе с Алисой отправимся в гости к тем «злобным пришельцам», узнаем секрет лилипутов, пресечём космический киднеппинг и разрушим всё нажитое непосильным рабским трудом.
Книга состоит из четырёх частей, которые, похоже, писались в разное время: серьёзных противоречий между ними, конечно, нет, но пару раз возникало ощущение, что автор не помнит, о чём рассказывал нам всего несколько страниц назад. Неприятно, но от головокружительных приключений отвлекает не слишком.
Начинается всё довольно буднично: устав бороздить просторы вселенной, спасать разных говорунов и путешествовать во времени (хотя, вероятно, устали не героические советские школьники, а их не менее героические родители), Алиса с товарищами во время летних каникул решают поселиться на тихой даче, набраться сил перед учебным годом и порисовать с натуры. Пленэр тотчас превращается в непредсказуемые художества, ведь школьники с помощью новейшего научного изобретения уменьшились до размеров спичек – дабы писать портреты комаров, жуков и гусениц, что называется, глаза в глаза! Выжить среди густых травяных лесов, ужасных многоногих хищников и неведомых для человека обычного размера опасностей – это одно. Совсем другое – встретить лилипутов, причём подкованных технически и люто воинственных!
В общем, это завязка. Дальше пересказывать не буду, а остановлюсь лишь на нескольких моментах. Ещё Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» писал о проблемах взаимоотношения «великанов» и лилипутов, потешаясь над самомнением последних. Да и идея уменьшить человека до муравья далеко не свежа, на эту тему есть масса сочинений у зарубежных и отечественных писателей. Причём многие осуществляли перенос человека в «Страну высоких трав» куда более интересно, чем сам Булычёв. Взять хотя бы «Мегамир» Юрия Никитина, который (при всей неоднозначности цикла) любопытен необычной физикой: в нём микроскопический человек живёт совсем по иным законам, капля воды или солнечный луч могут запросто убить, а вот падение с огромной высоты – нет. Так что описание «лилипутии» и быта лилипутов – не самая сильная сторона повести Булычёва и выглядит, как игра в куклы или солдатики.
Гораздо серьёзнее подтекст этой вроде бы детской книжки. Лилипуты, встреченные Алисой, не всегда были с ноготок. Они стали такими, вступив на тропу разбоя, пиратства и войны. Парадокс ситуации в том, что они не видят себя со стороны и ещё не сознают собственные ничтожность и мелочность. Автор даёт понять: любой, кто грезит завоеваниями и мировым господством, автоматически ставит себя вровень с лилипутами. Впору говорить о комплексе лилипутской неполноценности. В дальнейших частях повести эта гипотеза находит подтверждение, писатель показывает, что пришельцы – не столько физические, сколько духовные карлики. Вернуть нормальные размеры (с помощью науки или магии – не суть важно) лилипутам можно, но что делать с их нечеловеческими, полностью оскотинившимися повадками? О морали в лилипутском обществе, где отец для спасения шкуры готов бросить сына, а сын – убить всех родственников вообще, говорить не приходится. На фоне таких карликов даже знаменитые булычёвские пираты и негодяи Крыс и Весельчак У кажутся образцами чести и доблести.
На фоне космических пиратов любого роста граждане советского будущего выглядят настоящими великанами – сверхлюдьми, покорившими пространство и время. Они давно не ведут войн, но не стали изнеженными или трусливыми. (Хотя, похоже, кто-то и впрямь воспринимает это как слабость. Ишь, пиратов расплодилось!) Чтобы побороть несправедливость и вырвать порабощённых существ из лап угнетателей, даже семиклассница Алиса готова подвергнуть себя смертельной опасности. И побеждает.
Воспитательный эффект книг Кира Булычёва несомненен, но особенно ценно это «пособие к жизни» тем, что с детьми автор разговаривает на равных, как со взрослыми. Он не боится показать неприглядную картину рабовладельческого общества, порой играет на грани фола, но... Дети не всегда будут оставаться детьми.
С фантастической, приключенческой и даже магической частями всё в повести в порядке. Воображение писателя порой изобретает тварей, сделавших бы честь и «Острову доктора Моро», чего стоят только одноглазый гориллоид в цилиндре или змей в очках! На одних страницах роботы, космические корабли и химическое оружие соседствуют с волшебниками-циркачами, кентаврами и гарпиями. И пока инспектор Кром гоняется меж звёзд за пиратскими шайками, кто-то ищет волшебный, дарующий бессмертие корень мандрагоры и кормит комаров... Мир бластера и магии во всём великолепии!
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#кир булычёв
#алиса селезнёва
#фантастика
#лучшие книги
#лилипуты
#волшебство
#пираты
#космос
#детская литература