Найти в Дзене
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Русские композиторы-автомобилисты

Оглавление

Ко дню, когда в России начинают действовать новые правила проезда круговых перекрестков - 1 марта 2023 года.

Конечно, в этой статье вы не прочитаете откровений о Глинке, катавшемуся по МКАДу на спорткаре отечественного производства. Исторически не сложилось, к сожалению. Но к слову о Глинке, вспомним бессмертное изречение его современника, Николая Гоголя (пусть оно и о лихой тройке):

"Какой русский не любит быстрой езды?"

В XX веке русские композиторы начали седлать и железных коней.

Сергей Рахманинов и его ласточки

Композитор за рулем своей первой машины в Тамбове (1914) Пассажиры - двоюродные сестры Анна Трубникова и Наталья Лантинг
Композитор за рулем своей первой машины в Тамбове (1914) Пассажиры - двоюродные сестры Анна Трубникова и Наталья Лантинг

Первый автомобиль Сергея Васильевича - "Лорелея" франко-бельгийской фирмы "Lobeles", которую Рахманинов нежно величал "Лорой". Этот автомобиль был подарен ему женой и детьми в 1912 году.

В короткий срок композитор сделался прекрасным шофером. А спустя некоторое время сменил свою первую машину на шикарный Мерседес.

И после эмиграции в 1917 поездки на автомобиле оставались для него любимым развлечением. Причем Рахманинов, несмотря на то, что имел шофера, предпочитал сидеть за рулем сам.

Интересна аналогия, которую провел композитор между дирижером и автомобилистом:

Хороший дирижер должен быть, естественно, и хорошим шофером. И автомобилисту, и дирижеру необходимы концентрированная воля, напряженность внимания и постоянное присутствие духа. К этим свойствам дирижеру нужно всего лишь добавить небольшое знание музыки.

В общем, шоферу встать у оркестра проще, нежели музыканту сесть за руль автомобиля! Там еще навыки вождения потребуются :)

Сергей Прокофьев учится водить

Сергею Сергеевичу нравится!
Сергею Сергеевичу нравится!

Прокофьев начал учиться в автошколе уже за рубежом - в Париже, в 1926 году. Вот так композитор описывает в дневнике свой первый опыт вождения:

С учителем мы выехали в район Булонских лесов, там он мне объяснял все рычаги, которых, к моему огорчению, оказалось гораздо больше, чем я думал. Все эти "дэбрэйа­жи", перевод скоростей и прочее сбили меня с толку, да еще когда автомобиль поехал, я боялся наскочить на что-нибудь.
Словом, урок прошел в крайнем напряжении, и я вернулся домой, озадаченный сложностью науки, впрочем, утешая себя тем, что очень часто девятнадцатилетние дуры отлично правят автомобилем, -
чем же я хуже!

Но ничего, с годами и он освоил вождение! Правда, без аварий не обошлось - вместе с женой и дочкой Прокофьев попал в ДТП в 1929 году. Пассажиры отделались легким испугом, а Сергей Сергеевич взял вынужденный отпуск от концертных выступлений - перелом руки.

Среди марок автомобилей, принадлежавших Сергею Прокофьеву, были французский автомобиль Ballot, американский Ford. Последний автомобиль Прокофьева - Opel Kadett. Его номерной знак (советский, ведь Прокофьев вернулся в Россию в 30-е гг) хранится в Доме-музее композитора в Камергерском переулке.

Номера Сергея Прокофьева
Номера Сергея Прокофьева

В завершении статьи предлагаем вам послушать пьесу "Завод. Музыка машин" Александра Мосолова, советского композитора-авангардиста. Ведь есть что-то очаровательно-притягивающее в этом неукоснительном жестком ритме, силе и мощности, которыми мы впечатляемся, наблюдая за работой механизмов?