Найти в Дзене
Елена Каштанова

Рецензия на древний альбом "Ундервуда" - "Опиум для народа"

Снова переношу сюда пост из ЖЖ столетней давности, мне жалко, что пропадают такие добрые слова в адрес любимой группы. Которая, кстати, еще в ноябре выпустила новый альбом "За горизонтом", и, может быть, кто-нибудь скажет, почему я не делаю рецензию на него, а вытаскиваю из архива всякие древности?

"Опиум для народа" - так называется новый альбом "Ундервуда", которым меня экипировали заботливые харьковские друзья, когда я мимо них проезжала в Крым. И верно, какой же Крым без "Ундервуда"? Как я вообще собиралась купаться в море, внимать прибою и упиваться звездным небом без сексуального баритона Макса и нежного украинского "л" Владимира? Если и можно влюбиться в человека по голосу, то это как раз тот случай. Даже два случая. Лет десять назад я бы, наверное, так и поступила.

Правильнее было бы назвать этот сборник "Мы взрослые люди". Потому что после романтического первого, философско-выпендрежного второго, эклектичного третьего "Опиум…" ставит совсем другие вопросы – что осталось у меня внутри, кто останется с нами и что останется нам, куда я денусь от своих ошибок и почему бы нам не сорваться с петель. О "взрослении" авторов свидетельствует многое – и упоминание цифры 33, и сожаление о том, "как бы все могло это быть", и прошедшее время "я любил, любовь еще быть может…", и понимание того, что "дни бегут, но им тебя не обогнать", и отсутствие восторга по поводу 90-60-90 (ведь они принципиально не спят с фотомоделями), но при этом наличие достаточного количества денег, чтобы пыль пустить в глаза раскомплексованной красотке, и само ощущение своего места в жизни – военнопленным, но не свободным. Но авторы имеют мужество заявить: "Не будем страдать мы и плакать не будем, а все потому, что мы – взрослые люди". И даже если время покроет наши волосы снегом, будто порошком от страданий, все равно сроки годности этого мира истекают еще не скоро. А посему хотелось бы убедиться, что всё не даром. В общем, нормальное человеческое желание в этом возрасте, приятно сознавать, что не одна я заблудилась в собственных аккордах.

С другой стороны, опиум для народа содержится в этом альбоме в неимоверном количестве. И хотя религии посвящены как минимум три песни, мне думается, что опиум нынче совсем другой. Это товары и услуги, объекты и кредиты, 90-60-90 ("блудный грех опять в бикини"), мобилы, радиоточки и радиозапятые, и самый главный опиум – digital connection, черт бы его побрал. В общем, "мир вещей" (в котором, правда, некоторые объявлены в розыск). Как бы за всем этим не потерять себя? И хотя я не самая горячая фанатка группы (как обычно, прозевала выход нового альбома), приятно сознавать, что Владимиру и Максиму это удается (в смысле – не потерять). Есть некий стержень, вокруг которого идут по спирали вверх новые мысли, новые тексты, новые музыкальные решения. Все эти "новые", возможно сами по себе не являются откровениями, но они всегда настолько безошибочно подходят друг к другу, что по-другому и не представишь: трогательные колокольчики, как ходики отсчитывающие "Вечный полдень", торжественно-трагические скрипки "Опиума", романтический клавишный проигрыш "Весны" и целый симфонический оркестр в "Хонки-Тонки" (а как иначе может быть, когда гости съехались на дачу?).

Только при этом сохраняется привычка Максима рассуждать легко о нелегком, остаются неожиданные переходы из мажора в минор и обратно в балладах Владимира, а метафоры по-прежнему сносят крышу напрочь. "Небо тушит луну в пепельнице мостовой" и "Коктебель шлет карамель луны, чтоб соблазнить свою Анапу" – это ничуть не слабее, чем "валила луна тополя" или "сны пружинные" (я даже вышла на балкон полюбоваться на "карамель", очень уж красивые восходы полной луны здесь, в Крыму, она красно-оранжевая и огромная, как солнце). И кто, скажите, еще будет настолько смел, чтобы в тексте песни нежно обозвать свой мобильник "мобилочкой"? Полагаю, только тот, кто еще около 10 лет назад спел "понятных снов тебе, сестричка". А уж бедный демон, который кувыркается в груди, - это мой старый знакомый, я уверена, теперь я знаю, где он кувыркается, когда ненадолго оставляет меня в покое. Так же близко оказалось и "за барной стойкой от глупых хвостов отрываюсь и ухожу" – узнаю родной алкоголизм.

Что всегда отличало отвязных крымских парней – это отсутствие какой-либо явной традиции в творчестве, подражания или влияния. Казалось, что они взялись из ниоткуда и им не нужен никто, своего рода неофутуризм. Так вот в новом альбоме можно услышать явные "приветы" – Шнуру, Цою, Леве и Шуре, Александру Васильеву и, вероятно, еще десятку известных личностей, которых я по своему слабоумию в данном вопросе опознать не в состоянии. Тут не могу не упомянуть одну из лучших композиций сборника под названием "Моя любовь". Цитата уже в названии, стилизация от первого до последнего звука по музыкальному выражению, но при этом в тексте - потрясающе красивый образ тайных любовников, тоска то ли по несбывшемуся, то ли по невозможному в принципе, и то ли смирение, то ли согласие с этим положением вещей, потому что "мы взрослые люди", типа всё понимаем и не с руки нам срывать с себя крышу вместе с одеждой.

Из меня бы, наверное, получился хороший критик – я не умею и не хочу говорить о том, что не понравилось. Лучше лишний раз послушать то, что приводит в экстаз. Но к одному факту не знаю, как относиться: из 16 композиций в альбоме 11 оказались мне знакомыми. Не могу решить, радоваться ли тому, что наконец-то достойно зазвучало то, что раньше представляло из себя плохого качества акустику, или же грустить по поводу несбывшихся ожиданий нового – невиданного и неслыханного.

Другие материалы про "Ундервуд"

Веселая песня-шарада: Угадай поэта по его смерти 1 октября 2022 г.

Лавацца: с днем рождения, Ундервуд! 8 декабря 2021 г.

"Ундервуд": Новая песня о космосе 21 октября 2021 г.

Концерт "Ундервуда" 7 июля 2021 г.

"Ундервуд" зовет всех в Минеральные воды 2 мая 2021 г.