После череды некоторых кубанских локаций и довольно заурядных событий, я пересекаю очередную границу.
Фешенебельный Сочи за шлагбаумом сменяется неказистым посёлком с забавным названием Гячрыпш, которое ещё и написано странными буквами "Гьачрыҧшь". А нет, не странными. Просто я в Абхазии. Новый для меня регион, на протяжении почти 200 лет бывший российской территорией.
Первое впечатление - "ну надо же как покойно". Никто не спешит, люди о чём-то мирно беседуют, между делом накатывают, играют на свежем воздухе в настольные игры, удят рыбу. Никакой суеты. Окутывает атмосфера праздности и сладкого безделья. Кругом фруктовые деревья со спелыми плодами, и я сам растворяюсь в этом, казалось бы, умиротворении, покое, вот этой гармонии, от слияния с бесконечно вечным...
Я оказался словно на какой-нибудь Корсике. Декабрь здесь всё равно, что лето на моей родине. Ну подумаешь, что кругом одни развалины и заброшки, несколько раз в день отключают электричество, и прочие коммунальные проблемы. Разве это может как-то повлиять на разливающуюся кругом благость?
Но вы, конечно, догадываетесь, что этот рассказ - отнюдь не дифирамбы "стране души", как с чьей-то лёгкой руки ещё называют Абхазию. Да и можно ли вообще использовать данный эпитет применительно к описываемой территории? Сейчас разберёмся.
Немного географии
Итак, Абхазия. Самоназвание - Аԥсны. Максимально упрощённо страну можно описать как-то так: частично признанное государство, расположенное в северо-западной части Закавказья между реками Псоу и Ингур и омываемое Чёрным морем. Морские просторы, субтропическая растительность, бурные реки и заснеженные вершины Большого Кавказа. В живописных зарослях утопают разной степени убогости городки и посёлки.
Странная страна. Немного истории
Абхазия - весьма интересна, но противоречива. Уверен, что странности здесь были всегда, но мы рассмотрим лишь период её новейшей истории, начиная с провозглашения в начале 90-х независимости и последующей за этим кровопролитной войны.
Что же здесь такого? В 90-е на карте севера Евразии возникло пару десятков государственных образований, а многие люди взялись за оружие. Но дело в том, что на тот период времени Абхазы в полумиллионной ААССР составляли всего лишь 17% населения. И попытка силой построить национальное государство выглядела, мягко говоря, неразумно, учитывая что грузинской "метрополии" подчинялись миллионы людей.
И поначалу действительно казалось, что выступление обречено. Грузинские силы заняли ключевые позиции в самопровозглашённой республике. За абхазскими патриотами и примкнувшими к ним осталось всего два небольших городка, горстка деревень и действующие в тылу малочисленные разрозненные отряды.
Однако скоро в Тбилиси обнаружили, что проигрывают. Сухум был в многомесячной осаде. А внутри кольца даже оказался заблокирован президент Грузии Шеварнадзе.
Через год Сухум пал, прогрузинские формирования беспорядочно отступили в северном и восточном направлениях.
Военные неудачи режима Шеварнадзе спровоцировали уже в самой Грузии гражданскую войну, а сепаратисты имели потенциал к дальнейшему наступлению. Пушки смолкли, стороны сели за стол переговоров, на которых звучали в основном взаимные обвинения в геноциде и различных преступлениях.
В итоге конфликт был заморожен.
Есть мнение, что Абхазия чисто российский "проект", а победа революционных сил целиком заслуга Кремля, но я думаю, что не правы те люди, которые размышляют подобным образом. Да и нет этому убедительных массовых свидетельств. Просто так сошлись звёзды, что Провидение решило дать маленькому кавказскому народу шанс на независимое светлое будущее.
Войну 1992-1993 гг в Абхазии называют "Отечественной войной абхазского народа". И она что-то типа нашей "Великой отечественной". По всей стране, как грибы после дождя, проросли памятники тем событиям и каждый уважающий себя абхаз гордится этой славной победой.
Большинство памятников выглядит уныло, но есть вполне достойные работы, некоторые из которых опубликованы в данной записи.
Нынешняя сущность Абхазии - прямое следствие или отголоски тех событий.
После войны население республики сократилось практически в три раза. Некоторые народности, опасаясь расправы и неизвестности, массово покидали насиженные земли. Разразился беспрецедентный гуманитарный кризис, а сама страна на долгое время оказалась в международной экономической и политической изоляции.
С тех пор города стоят в руинах, народное хозяйство в упадке. В абсолютно любом населённом пункте на вас будут смотреть пустые глазницы покинутых квартир и остовы частных домов. На стенах копоть, выбоины от пуль и проломы от попавших снарядов.
"Военный синдром". Заминированная местность. Большое количество неучтённого оружия на руках у населения. Слышал историю, что у кого-то в гараже стоит целый танк. Бандитизм.
В общем, продолжать можно долго. Всем понятно, чем чреваты подобные конфликты. Но основное, что бросается в глаза - это конечно "заброшки". Причём в тех местах (как правило в горах), где не велись существенные боевые действия их даже больше. Так как многие перебрались в Сухум, поближе к морю в покинутые беженцами жилища.
Инфраструктурные объекты также в плачевном состоянии. Железная дорога некоторое время не использовалась, да и сейчас здесь фактически нет ни одного действующего вокзала.
Ключевой фигурой в борьбе Абхазии за независимость является доктор исторических наук Владислав Ардзинба.
Главный идеолог абхазского суверенитета, командующий всеми силами сопротивления и бессрочный президент Абхазии до своей смерти в двухтысячных.
Ныне он один из национальных символов страны. Ленин местного разлива.
Не все почитают Ардзинбу. Но мне понравились следующие слова одного абхазца "Ардзинба сейчас в гробу переворачивается, видя во что превратили страну".
Так во что же её превратили? Раскрою тему в следующей части.
В комментарии призываются обожатели Абхазии с критикой автора. Но ещё больше я жду адекватов, которые изложат своё видение ситуации, истории и другие темы, связанные с предметом. До связи.
Доступна вторая часть:
Одна из предыдущих записей: