Найти в Дзене
Ольга Кнор

РОДНАЯ ДЕВОЧКА, КОТОРОЙ БОЛЬШЕ У НАС НЕТ, ИЛИ ОН ЖЕ ПАПА, ОН ЖЕ ДЕД. 2 часть

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор

Начало: https://dzen.ru/a/Y_y6oQIaE2aEAiGi

Общих детей с мужем не получилось, так бывает. Зато на одиннадцатом году совместной жизни у нас появилась внучка - и такое случается. Ярослава оказалась не нужна ни моему сыну, ни его жене. Невестка попросила забрать ребёнка на две недели. Две недели затянулись на полтора года. Пока бывшая моего отпрыска налаживала личную жизнь в другом регионе, мы с моим благоверным растили Ясю.

До возникновения полуторагодовалой малышки в нашей крошечной московской однушке, опыта воспитания детей у мужа не было. Статус деда шёл ему, как ослу пенсне, в силу возраста - на момент приезда Яси мужу исполнилось тридцать шесть. Учитывая моложавую внешность, «дедом Лёхой» его называли исключительно из соображений поржать.

Словом, облик мужа никак не вязался с вновь обретённым статусом. Собственно, меня тоже далеко не все признавали бабушкой, а многие соседи по району вообще были непоколебимы: «Помните, она пропадала надолго, говорила, что болеет? Ковид там у неё, депрессия... Так вот, в чём дело!». Не такая уж и огромная эта огромная Москва.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор

Наше триумфальное появление на людях с коляской воспринималось, как нечто несуразное и не поддающееся здравому смыслу действо. Ярослава поначалу пыталась называть моего мужа дедом, но мудро рассудив, что деды такими не бывают, стала звать его папой. При этом я оставалась для неё бабушкой. Явный диссонанс привлекал к нам внимание, мы быстро обросли друзьями - родителями, детьми, ровесниками Яськи, и стали чем-то вроде местных знаменитостей, не побоюсь этого слова.

Кому из нас доставалось больше, трудно сказать. Муж работал круглосуточно, чтобы содержать неожиданно свалившееся на его плечи счастье в виде неработающей жены и не совсем здорового, по сути, чужого ему ребёнка. Иногда спал в ванне, как герой Леонова в фильме «Афоня», чтобы изолироваться от бесконечно кричащей по ночам Яси и хотя бы пару часов дремануть перед работой.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Яся
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Яся

Мои интересы полностью замкнулись на Ярославе. В полтора года внучка плохо владела ногами, в основном сидела в коляске, передвигалась только на цыпочках, часто впадала в длительные истерики, визжала, падала, каталась, корчилась и билась в судорогах до пены изо рта, пытаясь нанести себе увечья, не спала ночами напролёт, была абсолютно асоциальна и агрессивна со всеми вытекающими. Иногда замыкалась в себе. Сказать, что Яся была неуправляема - не сказать ничего.

Первое же посещение специалистов выявило у ребёнка сильное отставание и зачатки аутизма. Хотя родилась Ярослава абсолютно здоровой, но бесконечные переезды, развод родителей, один за другим вдруг исчезнувших из её жизни, плохо сказались на состоянии неокрепшей детской психики.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава

Мать Яси приехала спустя несколько месяцев на пару дней, отметить день рождения дочери. После отъезда родительницы Ярослава онемела. Правда, невестка пообещала мне скорый переезд в Москву, мол, в личном плане всё более, чем прекрасно, мы с моим бой-френдом практически уже пакуем чемоданы, и всем сразу станет легче, а пока вот вам самокат. Всё, как в мультике «Волшебное кольцо»: «Бедну маму так в обморок и бросат! Конечно, этот случай всех злее!» Теперь у нас был неуправляемый двухлетний ребёнок на самокате, за которым бегали все, кто только мог: собачники, их собаки, родители чьих-то детей, дети чьих-то родителей, бабушки, дедушки, спортсмены с местных площадок, просто прохожие, бомжи. Кто поймал, тот и молодец. Кажется, мы стали ещё знаменитее, во всяком случае, на мой зычный вопль: «Ясяяяааа!!! Финчееер!!!» - откликались даже глухонемые. Да, у нас же ещё и собака была!

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Внучка Ярослава
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Внучка Ярослава

Собака была, бабушек-дедушек, нянь и прочих помощников не было. Начала понимать женщин в декрете и горячо им сочувствовать, представляя собой свадебную лошадь - голова в цветах, попа в мыле. И по кругу, по кругу: поликлиника, детская площадка, нейропсихолог, педагог-дефектолог, реабилитолог, массаж, физиопроцедуры, гимнастика, режим, прогулка, стирка, уборка, готовка, домашние занятия, игры, игрушки, бессонная ночь, утро...Дайте, сударыня, руку и раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и йоркширский терьер Финчер
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и йоркширский терьер Финчер

Однушка, где, как нам казалось раньше, мы с трудом помещались вдвоём, превратилась в настоящую комнату маленькой принцессы: «Икеевские» стол и стул, домик-палатка, комодик для какого-то невероятного количества игрушек, которых хватило бы на весь детский сад, бассейн с шариками, посудка, кухонька, детские гардероб и библиотека - Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Борис Заходер, Эдуард Успенский, Сергей Михалков, Григорий Остер, сказки, рассказы, стихи. Яська оказалась книгочейкой в нашу породу. Фасоль, блестяшки, кругляшки, развивашки, чего только не было. Вот так скромные столичные квадратные метры становятся резиновыми.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор

Старания наши даром не прошли - Ярослава выправилась, обзавелась друзьями-ровесниками, а у нас с мужем образовалась компания приличных родителей. Муж принял и полюбил Яську всем сердцем, тем более, что каждый его редкий выходной я торжественно вручала ему ребёнка и бежала из дома без оглядки. Все, кто видел Ясю и моего мужа, искренне умилялись: «Такие отношения не у каждых родных бывают, а эти не кровные, а эмоциональная привязанность больше, чем у самых близких!» Безусловная любовь к Ясе, ежедневная забота, внимание, занятия, игры, песни, чтение, прогулки и полноценная семья принесли свои плоды - ребёнок оттаял, снова начал доверять, к малышке постепенно возвращалась речь.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мои внучка Ярослава и муж Алексей Кнор

История с переездом невестки и её нового бой-фреднда затягивалась, они не переехали ни летом, ни осенью, ни зимой, ни весной следующего года, но об этом потом.

Однажды муж не спал всю ночь - Яська сильно буянила. Встал на съёмку в четыре утра, домой вернулся в одиннадцатом часу вечера того же дня. Протягивает мне букет моих любимых герберов.
- Накосячил?! - подозрительно прищуриваюсь.
- Оль, а у меня есть время косячить?
- А зачем тогда ты мне цветы принёс?
Надо было видеть лицо мужа. Ба, стыдоба!
Говорят, у декретниц прокисший пролактин вместо мозгов, но у меня-то нет никакого пролактина. Мозги тогда отказывали по умолчанию от усталости, однообразия и недосыпа. Вот так попадёшь в чью-то шкуру и все её прелести ощутишь на своей. А вечер был чудесный! Терапия от любящего мужа, деда, папы и просто сильного настоящего мужчины.

Автор: Ольга Кнор