Когда проходишь по залам московской Третьяковской галереи, внимание привлекает картина Николая Богданова-Бельского "Устный счет". На картине, созданной в 1895 году, запечатлена группа мальчиков с учителем Сергеем Александровичем Рачинским, собравшихся вместе для урока устного счета. На переднем плане стоит сам художник, пытающийся справиться с вычислениями, - напоминание о всеобщей борьбе с математикой.
Но какая история стоит за этой завораживающей картиной? Кем был профессор Рачинский и почему он решил покинуть комфортные условия своей карьеры, чтобы преподавать в глухой деревне? История Сергея Александровича Рачинского - это история самоотверженности и преданности образованию, маяк света посреди тьмы царской России.
В 1870-х годах Сергей Александрович Рачинский принял судьбоносное решение. Он оставил престижную должность профессора Московского университета с приличной зарплатой и удобным жильем и переехал в Татево, маленькую деревню, где он родился, расположенную в Тверской области. Там он начал преподавать в местной школе, посвятив себя обучению крестьянских детей математике и естественным наукам.
Профессор Рачинский был человеком исключительного характера. Он открыл пять народных школ в регионе с помощью священников и использовал все доходы для улучшения положения своих учеников и местного населения. Он вел аскетичный образ жизни, ограничивая свои личные потребности до минимума, и вкладывал всю душу в образование будущего поколения.
Общественные школы Рачинского были редкостью в царской России, где образование было уделом богатых и привилегированных. Его задачей было показать крестьянским детям, что за пределами их маленькой деревни существует целый мир, и дать им инструменты, чтобы ориентироваться в нем. Он стал их покровителем, направляя их к светлому будущему.
Неудивительно поэтому, что Николай Богданов-Бельский, один из учеников Рачинского, увековечил своего учителя на картине. На картине "Устный счет" Рачинский стоит высокий и величественный, окруженный своими юными учениками. Мальчики, находящиеся на пороге подросткового возраста, одеты в поношенные рубашки и сандалии, в то время как их учитель одет в строгий костюм и галстук-бабочку. Это мощное сопоставление, напоминание о неравенстве между богатыми и бедными в царской России.
Но именно меловая доска на картине по-настоящему приковывает внимание зрителя. Написанная мелом арифметическая задача, которую нужно решить устно, без использования гаджетов, карандашей или бумаги. Задача заключается в следующем: "Купцу нужно было разделить что-то на год". Это обманчиво простая задача, но она требует быстрого мышления и ловкости ума.
Существуют различные методы решения задачи, в том числе использование таблицы квадратов или формулы квадрата суммы. Однако у Рачинского была своя хитрость в рукаве - метод, который позволял производить молниеносные умственные вычисления. Его метод основан на арифметической прогрессии, где сумма первых n членов равна n-кратному среднему из первого и последнего членов. Используя этот метод, Рачинский мог быстро и эффективно генерировать собственные задачи для своих студентов.
Сегодня метод Рачинского по-прежнему используется для обучения студентов умственным вычислениям, и даже существуют сборники задач Рачинского, доступные в Интернете. Это свидетельствует о непреходящем наследии этого замечательного учителя, который бросил все ради обучения нового поколения.