Почему-то вспомнился Чарли Чаплин. Помню, как в юности, году где-нибудь в 1974-м, я прочитала его автобиографию, переведённую на русский язык. Не помню точно, как она называлась тогда, но сейчас её можно купить под названием «Моя удивительная жизнь. Автобиография Чарли Чаплина». В то время я учила в школе немецкий язык и английского не знала, поэтому читала в переводе. Книга произвела на меня огромное впечатление, и Чаплин стал для меня одним из главных персонажей, с которых я старалась брать пример всю жизнь.
Он писал в этой книге о каждом из своих фильмов, и я постаралась посмотреть как можно больше из них. Тогда интернета не было, по телевидению отловить их было сложно, но кое-что всё-таки удалось. Моими любимыми чаплинскими фильмами были «Золотая лихорадка» и «Огни большого города». В «Лихорадке», которая вышла в 1925 году, герой Чаплина показывает забавный номер с двумя булочками, наколотыми на вилки. Он играл своего любимого персонажа: маленького бродягу, отправившегося на поиски золота в конце XIX века. Красуясь перед девушками, он развлекает их маленьким аттракционом.
«Танец булочек» (Dance of the Rolls), исполненный в этом фильме, навсегда стал символом этой комедии.
Но мало кто знает, что подобный танец уже исполнялся до «Золотой лихорадки». Elephant17 пишет, что в 1917 году вышел в свет фильм «The Rough House», в котором что-то подобное было показано в актером Роско Арбаклем. Если даже это и было заимствованием, то оно уж точно имеет собственную ценность. Для сравнения посмотрите оригинал:
Наталия Кудряшова в статье «Четыре культовых сцены из фильмов Чарли Чаплина», опубликованной 14 октября 2013 года в газете «Комсомольская правда», пишет:
Эта сцена — одна из самых часто цитируемых в мировом кинематографе: танец булочек вспоминали и Анна Карина в «Посторонних», и Роберт Дауни-младший в «Чаплине» и Джонни Депп в «Бенни и Джун». В ожидании девушки наш герой, бродяжка-золотоискатель, засыпает. Во сне он видит возлюбленную и, чтобы развлечь ее, он показывает танец: две булочки с воткнутыми в них вилками изображают ноги танцора, лихо отплясывающие канкан. Но главное в этом коротком шедевре — лицо самого Чарли: его мимика, его улыбки, ужимки и невероятно грустные глаза.