Т.н. "Парижский" сервиз был подарком юного короля Франции Людовика XVI (в 1776-м ему исполнилось 22 года) к бракосочетанию наследника Российского престола великого князя Павла Петровича с Марией Фёдоровной (нем. Sophia Dorothea Auguste Luise von Württemberg). Это самый ранний по времени подарок Русскому императорскому дому, выполненный на Севрской мануфактуре.
Ансамбль состоял из более чем 400 предметов, и кроме посуды, включал также и "украшение стола" в виде бисквитных (т.е. не покрытых глазурью) статуэток. По форме это был стандартный (если вообще можно называть большие дворцовые сервизы XVIII-го века "стандартными") сервиз; такие же приблизительно по форме предметов сервизы создавались на всех "больших" мануфактурах Европы: в Вене, Мейсене, Севре и ИФЗ. По декору - с разбросанными там и сям розочками и букетиками из роз в медальонах - сервиз, безусловно, женский, и как подарок, предназначался будущей императрице Марии Фёдоровне, также предполагая усладить взор и правящей тогда императрице Екатерине II (т.е. подарок выступал и в качестве "политического оружия").
Говорят, Мария Фёдоровна любила им пользоваться.
Но кульминацией служения этого ансамбля был парадный обед, устроенный 27 июля 1814 года в Павловске в честь возвращения из Заграничного похода Александра I Благословенного, победителя Наполеона. Тут, в том числе, предполагалась и забавная перекличка - встретить победителя Наполеона, взявшего Париж, столом, сервированным Парижским сервизом!
Мария Федоровна встречала своего сына в Розовом павильоне Павловского парка. Специально для данного приёма к павильону был пристроен Танцевальный зал. Программу праздника составил Ю.А. Нелединский-Мелецкий, куплеты написали К.Н. Батюшков и П.А. Вяземский, музыку сочинили Д.С. Бортнянский, директор Императорской певческой капеллы, и Ф. Антонолини, музыкальный педагог Императорского театрального училища. Солисты оперы исполнили сцены во славу Александра Благословенного и русских воинов. Затем был дан торжественный обед, бал и ночной фейерверк.
Можно вспомнить строчки А.С. Пушкина, не терпевшего императора Александра, в частности из-за того, что тот сослал поэта аж в две ссылки:
"Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но бог помог - стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей..."
Конечно, не только "силою вещей мы очутилися в Париже". Уже с 1808-го года в России усиленными темпами шла подготовка к Большой войне. Всерьёз, а не на бумаге. Александр I никогда не говорил (с обидой), что европейские политики его "годами водили за нос" (он их водил - это бывало). Чуть не треть годового бюджета России в предвоенное время уходило на обеспечение армии. Это не только новые пушки и ружья, но и увеличение армии в численном отношении, солдатская форма, фураж и лошади (средства транспорта), солдатский паёк. Всё это требовало средств и огромной напряжённой работы всего государственного аппарата, а не только его пропагандистской составляющей. Для этого пришлось увеличить налоги, что никому не понравилось. Казну не хранили в банках вражеских государств. Как только грянула война (сразу, а не через семь месяцев!), началось формирование ополчения (Манифест императора от 6 (18) июля 1812-го года), на основе которого впоследствии была создана новая армия, переломившая хребет европейскому нашествию "двунадесяти языков". А общая победа обеспечила спокойствие западных границ Империи на десятилетия вперёд!
В коллекции Государственного музея-заповедника "Павловск" сохранилось 288 предметов из Парижского сервиза, 118 из них выставлены в Тронном зале.
Сохранение за почти 250-и лет трёх четвертей предметов сервиза - для России это очень хороший результат. Можно недоумевать - почему так получилось (особенно тем из читателей, кто знает печальную участь многих дворцовых сервизов XVIII-го и XIX-го веков), а можно вспомнить, что, к примеру, Египетский и Олимпийский сервизы Наполеона вообще сохранились полностью. Наверное, потому что это всё французские сервизы. Были бы русскими (созданным на ИФЗ или у Гарднера) - давно бы их распродали или перебили! У большевиков первых лет Советской власти ко всему русскому было стойко отрицательное отношение. Всё русское - в их понимании - означало "русский шовинизм", и отсылало к "Белому движению" - главному противнику большевиков в Гражданской войне. Даже и нынешние мелкотравчатые правители России, кому всё Советское поперёк горла встаёт, слова "русский" и "русские" произносят с пребольшим трудом - с покашливанием и бегающими глазками. В 1990-е придумали даже термин "россияне" (лишь бы "русские" не произносить!). Ну а ещё сервизу повезло и потому, что даже для 1920-х он считался антикварным (в отличие от большинства русских сервизов XIX-го века, кому и 100 лет тогда не исполнилось)...
Спасибо всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация канала пока просто смешная, на неё невозможно существовать. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.