Найти тему

QR-коды как способ оплаты. Как и зачем?

Оглавление

Все уже привыкли оплачивать покупки банковскими картами — это быстро и удобно. Так совершается половина платежей в нашей стране. Клиенту не нужно возиться с купюрами, а предпринимателю не нужно думать о сдаче. Платежи по картам принимаются через банковский эквайринг, но есть еще один способ, пока что не особо популярный - QR-коды.

QR-код — считываемая машиной оптическая метка. В нее зашифровывают информацию, которую потом можно считать через техническое устройство. Эти коды придумали в 1994 году на автозаводе принадлежащем гиганту Toyota. Они должны были увеличить скорость сканирования компонентов на производстве и распределительных центрах.

До 2002 года QR-коды использовались только в промышленности, ведь увеличить скорость сканирования на производстве все-таки удалось. Но все изменилось, когда на рынок вышел первый смартфон с функцией расшифровки QR-кодов. Теперь они повсюду — на чеках, на билетах, в музеях, журналах, и в приложениях.

В Китае уже давно применяется эта технология как способ оплаты — так можно оплатить стрит-фуд в палатке или подкинуть мелочи уличным музыкантам, не имея с собой наличных денег

Еще в 2019 года Центральный банк РФ запустил Систему быстрых платежей (СБП), которая отвечает за оплату QR-кодами.

Как покупатели смогут оплачивать товар?

В QR-код можно зашифровать любую текстовую информацию — от одного слова до билета на самолет. Т.к. мы рассматриваем его как способ оплаты, то в него нужно зашифровать данные о покупке — реквизиты получателя и стоимость товаров. А покупатель эти данные расшифрует через мобильное приложение банка.

Т.е. оплатить по QR-коду сможет любой владелец смартфона?

К сожалению, нет. И возможно, это причина непопулярности QR-кодов как способа оплаты. Заплатить по ним смогут только те клиенты, которые подключены к СБП (системе быстрых платежей). Также у пользователя в смартфоне должна быть камера, приложение мобильного банка, и подключение к мобильному интернету.

Почему он удобен малому бизнесу?

Имейте в виду, что QR-коды подойдут только как дополнительный способ оплаты. По нему можно оплачивать покупки и в онлайне, и офлайне. Например, коды можно разместить на ценниках. Покупателю нужно будет считать код через приложение банка, чтобы оплатить товар. Вам не понадобится дополнительное оборудование.

А что с комиссией банку?

Она ниже, чем стандартный эквайринг, и зависит от вида деятельности компании — либо 0,4% (для товаров личного потребления и некоторых услуг), либо 0,7% (все остальное). QR-коды генерирует банк, а считывает их смартфон покупателя. Дополнительных затрат со стороны продавца не требуется.

Где взять QR-коды?

Коды генерирует банк, в котором у вас открыт расчетный счет. На этот счет и будут приходить деньги от покупателей. Банк может дать вам один статический код — единый для всех клиентов, или генерировать разные динамические коды для каждой покупки. Статический и динамический коды выглядят одинаково, и отличаются лишь информаций, которая в них зашифрована.

Какой QR-код какому бизнесу подходит?

Статические коды генерируются один раз на неограниченное время, в него вшиты только реквизиты продавца. Клиент должен будет сам вести сумму при оплате товара, но такой код можно распечатать на наклейке или холдере и разместить у кассы.

Динамические QR-коды создаются банком для клиента индивидуально под конкретный товар. Покупателю нужно только подтвердить списание средств через мобильный банк. Обычно, такие коды действуют не более суток.

В торговой точке удобно использовать кассовую ленту, в салоне красоты — экран в зоне администратора, а в ресторане — смартфоны официантов.

Как выглядит процесс покупки?

Продавец показывает покупателю QR-код, в который вшита информация о покупке — сумма, назначение платежа, реквизиты продавца.

Если у него iOS, то он сканирует код через камеру. Если у него устройство на Android, то он сканирует его через приложение мобильного банка.

В течение 15 секунд продавец получает платеж на свой расчетный счет.

Что делать в случае возврата товара?

Продавец обязан принять товар и вернуть деньги, в случае, если покупатель захочет вернуть покупку. Конечно, если не нарушен ряд требований для возврата.

В таком случае клиент предъявляет чек, и по указанным реквизитам продавец совершает возврат средств ему на счет.

Выводы:

Пока не все готовы применять QR-коды как способ оплаты, но оплата квитанций ЖКХ таким способом пользуется популярностью — отпадает нужда вводить реквизиты платежа. Для оплаты QR-кодами нужно чтобы банк продавца, и банк покупателя были подключены к Системе быстрых платежей (СБП). После того как клиент подтвердит оплату, деньги моментально поступают на расчетный счет продавца. Комиссия меньше, чем с эквайрингом — от 0,4 до 0,7%. Оплата с помощью QR-кода не заменит бизнесу эквайринг, но станет отличным аналогом.