Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Три принципа учителя, которые помогают эффективнее учиться

Оглавление

Помните себя, делающими школьные домашки?

Часто приходилось зевать. Тягомотина, скука, расстройство чувств! Была парочка предметов, где вроде бы и учебники те же, а поди ж ты — интересно. Отчего так получалось, помните?

Копирование автопортрета Ван Гога, первый слой
Копирование автопортрета Ван Гога, первый слой

А это учитель не только хорошо подавал материал, но и всячески выказывал ученикам уважение. Когда мне пришла пора преподавать, я стала вспоминать тех наставников, с которыми мне хотелось заниматься.

Сейчас попробую сформулировать принципы учителя, которые помогают улучшить эффективность обучения.

Обучение — процесс взаимный

Человеческая природа забывчива. Казалось бы, взрослые были детьми, а учителя — учениками. Так почему же память не сохраняет подсказок, как выстроить общение?

Ну вот такая у нас особенность. Каждый шумный и подвижный ребёнок вырастает и хмурит брови при виде шумного и подвижного себя из прошлого.

Поэтому общаясь с учеником, учитель освежает память о себе ушедшем, обогащается, находит разные подходы и ключи. Ведь ученик тоже делится своим опытом! Опытом немалого страдания, к слову. И учителю надо уметь это страдание облегчить.

Ошибки — это точки роста

Ошибка ученика — не только возможность подчеркнуть её красной ручкой. Это повод показать ученику ошибку в качестве точки его роста. В этом плане мне нравится подход, когда сначала указывают на плюсы работы, т. е. начинают с похвалы. Выдать бы учителям зелёные ручки — подчёркивать наиболее удавшееся!

Я преподаю живопись, поэтому поправляю учеников только словами, но вспоминаю сейчас момент, когда учила свою дочь писать. Вместо акцента на кривых буквах я стала выделять красивые. Это нас вдохновило.

Ученическая копия автопортрета Ваг Гога
Ученическая копия автопортрета Ваг Гога

Пунктуальность и аккуратность придумана для всех

Мы очень строги к другим и снисходительны к себе. Но если учитель надолго задержался без предупреждения, он не должен строго наказывать ушедших. Если он выложил на всеобщее обозрение ответы к тесту, то не имеет права ругать тех, кто их увидел. Дисциплина придумана для всех, и последствия за свои промахи нужно принимать и учителю. Это справедливо, и от этого авторитет учителя не падает, напротив — растёт.

Расскажите о своих любимых учителях! Чем они заслужили вашу любовь?

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Счастливый художник Евгений Иванович Чарушин