Найти тему
ТОДО медиа

Маленькая история калмыцкого кино

Оглавление

Калмыкия, несмотря на богатую историю, яркое смешение культурных веяний и усыпляюще-жгучий пейзаж, редко становится объектом киноисследований - не только художественных, но и документальных. Жители республики с трудом вспомнят больше трех кинолент, снятых про Калмыкию или в Калмыкии. Корреспондент “ТОДО медиа” Намчина Чудутова составила подборку фильмов, где в главной роли - Калмыкия и ее жители.

«Молодая республика», 1936

-2

Кинематограф пришел в Калмыкию после Октябрьской революции и сначала нес сугубо социальные задачи: идейное воспитание населения, обеспечение досуга, просвещение. Таким образом, первые показанные в Калмыкии киноленты имели практический характер: партия рассчитывала через фильмы донести принципы ведения хозяйства. Однако позже оказалось, что такие фильмы малополезны: зрителям было скучно и содержание до них просто не доходило. Фильмы же документального и этнографического характера просили крутить по несколько раз. Из них можно отметить «Молодую республику» 1936 года - 12-минутный короткометражный фильм, представляющий мимолетный взгляд на жизнь в советской Калмыкии.

«Очир», 1933

-3

Немой черно-белый фильм, представитель художественного кино сталинской эпохи. Сценарий написан самим Антоном Амур-Сананом, а в главной роли выступил первый калмыцкий профессиональный киноактер Зула Нохашкиев, который также играл в культовом раннесоветском фильме «Чапаев». Сюжет рассказывает о первых годах становления советов в Калмыкии глазами табунщика Очира. Как и положено фильмам той эпохи, кинолента прославляет достижения советской власти и призывает трудящихся на борьбу за «светлое, вечное, коммунистическое», но сюжет достаточно динамичен и насыщен событиями, поэтому его легко могут воспринять зрители любой категории. Саундтрэк - бодрая оркестровая мелодия, которая мало напоминает о калмыцкой степи, но зато здорово аккомпанирует стремительно развивающемся событиям. Интересный факт: действие картины происходит накануне Урс Сара.

«Гадание по бараньей лопатке», 1988

-4

Фильм снят в эпоху перестройки, что возможно стало предпосылкой выбора столь острой темы: сталинская депортация. Режиссером выступила Ада Неретниеце - советский и латвийский режиссер, а сценаристом - Олег Манджиев. Из такого неожиданного творческого союза родился причудливый сюжет о взаимодействии групп спецпереселенцев: латышей и калмыков, между собой и с русскими. Калмыцкий обычай гадания становится в фильме объединяющим фактором и символом надежды и для латышей, и для самих калмыков. Некоторой мистики добавляет хоть и скудный, но меланхолично-космический саундтрэк. «Беды приходят и уходят, душа остается. Главное - чтобы светлой была».

«И вечно возвращаться», 1993

-5

Тяжелый фильм о выживании детей в условиях послевоенного времени. Главный герой - мальчик Джиргал, волею судьбы оказывается в уральском городке, где ему приходится зарабатывать на жизнь в окружении чужой культуры и страшной бедности. Общество - что взрослое, что детское - подчеркнуто ожесточенное, послевоенный быт демонстрируется откровенно, хоть и без гротеска. В фильме нет непосредственно Калмыкии, но зато показано, с какими трудностями пришлось столкнуться калмыкам, отброшенным войной и депортацией на тысячи километров от своей исторической родины. Сценаристами выступили Олег Манджиев и Раиса Онкаева, режиссер - Сергей Мартьянов. «Жалеют только слабых, а слабые - страшные люди».

«Амуланга», 1987

-6

Фильм режиссера Леонида Ясеницкого, сценаристом выступил знакомый по двум ранее упомянутым фильмам Олег Манджиев. Действие разворачивается на калмыцкой точке, куда главный герой Наран приезжает на сакман. Несмотря на любовную линию и указанный жанр драмы, в картине куда сильнее мистический элемент. Много внимания уделяется проблеме взаимодействия с природой, ее трансцендентному характеру. Конфликт «человек-природа» можно назвать центральным. Этому пониманию очень способствуют саундтрэк фильма и долгие, можно сказать, медитативные, планы калмыцкой степи.

«Небесный верблюд», 2015

-7

Трогательная картина о воссоединении верблюдицы с ее чадом, которому помогает 12-летний Баир - сын чабана. Режиссер - Юрий Фетинг, сценарий - Эльзята Манджиева. Действие происходит на фоне теплого, даже обжигающего степного пейзажа. Сюжет не перегружен проблемами и действиями, отчего легко воспринимаем. Фильм настолько прост, что даже беседа Баира с молодым ламой (прим. буддийским монахом) написана не как откровение, а как совершенно будничный эпизод, что добавляет фильму жизненности. Просмотр вызывает ностальгию: наивная атмосфера фильма сильно отдает детским советским кино эпохи Оттепели: «Сказка о потерянном времени», «Королевство кривых зеркал» и т.п.

«Чайки», 2015

-8

Дебютный фильм калмыцкой режиссерки Эллы Манжеевой. Премьера состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля, фильм получил награду «За лучший дебют» «Кинотавра» и даже был представлен к соисканию номинации на «Золотой глобус». Тихая, медитативная драма о жизни жены рыбака - Эльзы, которая по воле судьбы оказывается на перепутье. Долгие планы заснеженной степи, полупустые кадры, отдаленные завывания ветра - на таком фоне разворачивается конфликт героини с прежними установками, осознание собственного одиночества и страха перед неизвестностью. Фильм можно воспринимать и как социальную драму о судьбе женщины, и как сугубо абстрактное рассуждение о поиске своего места в жизни после потери того фундамента, на котором стоял раньше.