Сегодня сложно себе представить профессию, в которой бы не смогла себя реализовать современная женщина. Благодаря доступности образования и желанию ни в чем не уступать сильному полу, женщины покорили практически все профессиональные сферы деятельности: осталось буквально несколько областей, куда еще не успела ступить изящная дамская ножка, но и они, честно говоря, держатся из последних сил. В целом, в этом нет ничего плохого, поскольку в любом деле важен взгляд нескольких сторон, а, как известно, истина рождается в споре.
Но такой подход к роли женщины в обществе существовал далеко не всегда, и в целом демократичные взгляды на профессии, которыми могли бы овладеть представительницы прекрасного пола, были характерны скорее продвинутому западному обществу. В традиционной, по большей степени патриархальной Азии с этим делом до сих пор все обстоит очень и очень строго. Что ж, тем интереснее будет история, которую я уже спешу вам рассказать. И речь в ней пойдет о Ли Ок Кен - первой корейской женщине дикторе, проложившей путь для своих соотечественниц в совершенно новую и интересную профессию!
Но с чего же начать? Да хотя бы с того, что в июне 1926 года, в период японского колониального господства в Сеуле, в тестовом режиме заработала первая корейская радиостанция «Кенсон пансонгук» (Кенсон – название Сеула в то время). За техническое обеспечение, за подготовку и наполнение программ был ответственен Но Чхан Сон. Его же голос звучал во время дебютного эфира, однако в последствии Но Чхан Сон пришел к выводу, что дикторский текст должен быть более благозвучным и приятным для уха радиослушателей, и, значит, произносить его следует женщине.
Выбор был не слишком велик – немногие кореянки в то время решились бы на подобную авантюру, поэтому Но Чхан Сон пригласил на роль диктора свою подругу по начальной школе (а впоследствии и жену) Ли Ок Кен. Но на тот момент он и представить не мог, что девушка станет не только его соведущей, но и настоящим первопроходцем для всех представительниц прекрасного пола в совершенно новой профессии!
Итак, Ли Ок Кен родилась в сентябре 1901 году в городе Инчхон в семье начальника таможни. Однако когда в 1910 году Корея окончательно лишилась независимости, попав в колониальную кабалу Японии, ему пришлось временно уехать в Манчжурию и работать на таможне у англичан. Ли Ок Кен была единственным, любимым ребенком в семье, и в отличие от многих других родителей, которые озадачивались вопросами образования только в том случае, если в их семьях рождались мальчики, ее отец считал, что женщина тоже должна учиться. На тот момент в Манчжурии не было специализированных школ для девочек, поэтому он решил отправить дочь на учебу в Японию. Однако этот прекрасный период в жизни маленькой Ли Ок Кен продлился совсем не долго и был омрачен новостью о болезни, а затем и смерти отца. Девочке пришлось покинуть Японию и вернуться в родной Инчхон, где, впрочем, она продолжила учиться, но уже в местной, японской женской гимназии. Параллельно с этим Ли Ок Кен готовилась к поступлению в Токийский медицинский институт, а также…решила выйти замуж за своего школьного друга Но Чхан Со.
Но вернемся к радиостанции. Как уже говорилось выше, Но Чхан Со сделал очень многое с технической и организационной стороны, ему было важно, чтобы станция успешно работала. Именно по этой причине он лично провел несколько первых эфиров и пришел к выводу, что девушка с этой работой справилась бы куда лучше. И дело было не в качестве или правильности подачи материала, просто ему казалось, что женский голос будет звучать приятнее и эстетичнее, что ли… На тот момент в Корее такой профессии как диктор не существовало в принципе, поэтому найти поистине отважную девушку на эту должность не представлялось возможным… Именно так до определенного момента считали работники радиостанции, пока однажды Но Чхан Со не предложил своей супруге, Ли Ок Ен, попробоваться на должность диктора. Девушка успешно прошла импровизированный «кастинг», и уже со следующего дня ее голос стал звучать в эфире каждый вечер в течение двух с половиной часов.
Надо сказать, что ставка Но Чхан Со сыграла в полной мере: во-первых, женский голос и, правда, звучал намного привлекательнее, а, во-вторых, сам факт того, что на радиостанции работает девушка-диктор, буквально ошеломил общественность. Доходило даже до того, что местные жители «штурмовали» радиостанцию, разбивая окна, чтобы собственными глазами увидеть это необыкновенное явление. Ли Ок Ен в мгновение ока стала очень популярной….нет, не так…мегапопулярной, и это в определенной мере вызвало целый ряд неудобств: например, ей приходилось добираться до работы и обратно домой на рикше, чтобы лишний раз «не светиться» на публике.
Эти моменты, конечно же, ее напрягали, но девушка понимала, что карьера диктора в Корее имела большое значение не только для ее развития, но и для развития общества в целом, где женщине редко находилась достойная работа вне дома. И она, Ли Ок Ен, стала тем самым человеком, который подарил всем корейским женщинам, еще дну сферу деятельности и возможность узнать что-то поистине уникальное.
Ли Ок Ен проработала на радиостанции вплоть до рождения второго ребенка – только этот факт заставил ее «вернуться» в дом, в семью и посвятить все свое время детям. К слову, тот самый второй ребенок, дочь Но Мен Чжа, ради которой Ли Ок Ен решила оставить карьеру диктора, впоследствии стала первым в Корее дизайнером модной одежды. Работая под псевдоним Нора Но, она провела первый в стране модный пока, и в целом оказала огромное влияние на развитие корейской женской моды!
У первой в Корее женщины-диктора Ли Ок Ен было девять детей, и ради этого, пожалуй, стоило на какое-то время отойти от дел! К сожалению, а быть может, и к радости других корейских девушек и женщин, желающих попробовать свои силы на дикторском поприще, декрет Ли Ок Ен затянулся, и она уже больше не вернулась на радио. Но, несмотря на достаточно непродолжительную карьеру, ей-таки удалось оставить заметный след в истории корейского радиовещания, став в некотором роде уникальным культурным явлением своего времени.
Благодаря Ли Ок Ен многие кореянки поверили в собственные силы и получили новую возможность профессионально расти и развиваться. А ведь это очень здорово, когда есть альтернатива… даже в патриархальном корейском обществе с его приверженностью традициям и строгими правилами.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii