В Чечне начала XX в. широкую популярность приобрели проповеди накшбандийского шейха Дени Арсанова, уроженца селения Зебир-Юрт, представителя тейпа энгиной.
Дени Арсанов, который имел очень высокий авторитет в Чечне как независимый духовный лидер, мудрыми решениями умевший примирять враждующие роды и разрешать конфликты между чеченцами и казаками, большое внимание в своих проповедях уделял политической аналитике. Он утверждал, что не существует причин для вражды между чеченцами и простыми казаками и русскими, а первоисточником всех конфликтов считал провокационные действия царских властей и капиталистов. По его мнению, в случае свержения российского самодержавия и конфискация излишков имущества у богачей чеченцы и русские легко нашли бы общий язык и зажили бы мирно в тесном союзе.
Многие суждения Д. Арсанова перекликались с распространявшимися в то время по охваченному тяжелыми социальными противоречиями Кавказу революционными идеями. Д. Арсанов считал, что для чеченцев не будет необходимости государственного отделения от России, если в России будет низложена монархия и наступит настоящее народовластие, а чеченцы получат равные со всеми народами права и возможность внутреннего управления по исламским религиозным законам. Серьезную конкуренцию проповедям Д. Арсанова и его сторонников составляли, однако, активно агитировавшие на Северном Кавказе большевики, пропаганда которых с идеями всеобщего равенства и уравнительного передела земель тоже находила отклик как в чеченской среде, так и среди русско-казачьей бедноты.
В отличие от идеализированных, но представлявших довольно неопределенную будущность проповедей Д. Арсанова, большевики выдвигали конкретную программу политических и экономических преобразований. Д. Арсанов, разделяя идеи равенства и дружбы народов, в то же время критиковал большевиков за их идеологическое неприятие религии, так как был убежден, что только милость Бога — творца и правителя Вселенной, может сделать народ счастливым, а для достижения милости Бога необходимо строгое исполнение божественных законов. Марксистское учение, тем не менее, в революционный период в России тоже приобретало широкую популярность в Чечне, хотя на первых порах большевики-пропагандисты старались обходить вызывающие категорическое неприятие у очень религиозного народа атеистические положения своей идеологии. Возможно, идеи построения социалистического государства импонировали чеченцам потому, что во многом соответствовали их еще стойкому в то время общинному менталитету.
С началом Первой Мировой войны некоторые чеченцы поступили добровольцами на фронт на стороне России. Из них и представителей других коренных народов Северного Кавказа была сформирована так называемая конная Кавказская туземная дивизия, еще прозванная «Дикой», показавшая очень высокую боеспособность в действиях против австро-венгерских и германских войск в Восточной Европе.
После Февральской революции 1917 г., закончившейся отречением от престола последнего российского императора Николая II, и наступившим тяжелым кризисом власти только миротворческие усилия Д. Арсанова и атамана Терского казачьего войска М. Караулова долгое время удерживали население Грозненского округа от гражданской войны.
Горское население, наконец, было юридически уравнено в правах со всеми гражданами России. Однако лучшие земли по-прежнему оставались у капиталистов-аграриев и зажиточного казачества, а большинство горцев продолжало жить в нищете. Большевики, среди которых было много чеченцев, требовали уравнительного передела земель, что вызывало враждебность дороживших традиционной свободой распоряжения своими земельными наделами зажиточных и средних казаков.
После Октябрьской революции, когда власть в российской столице перешла к большевикам во главе с В. Лениным, и большевистские ячейки на местах тоже стали захватывать властные полномочия, в Чечне возобновились кровавые столкновения между казаками и горцами. 26 декабря 1917 г. до сих пор пытавшийся удерживать казаков от массового восстания атаман М. Караулов был убит бывшими солдатами царской армии на станции Прохладная (в современном городе Прохладный Кабардино-Балкарской Республики). На следующий день на дороге между Грозным и станицей Новогрозненской оппозиционными большевистскому руководству казаками был убит Д. Арсанов. После этого удержать враждебные стороны от полномасштабного конфликта стало невозможным, и Грозненский округ оказался охваченным гражданской войной.
В руководстве чеченскими ополчениями руководящие позиции теперь заняли местные большевики во главе с Таштемиром Эльдерхановым и Асланбеком Шериповым. Примечательным было то, что чеченские большевистские лидеры, вопреки критикующему религию учению марксизма — ленинизма, оставались вполне религиозными людьми, в своей деятельности акцентируя внимание лишь на марксистско-ленинских идеях построения основанного на равенстве и взаимоподдержке социалистического общества.
Сторонники большевиков — не чеченцы, были в Грозненском округе немногочисленны, так как свыше половины его населения составляла горская беднота, а казаки, кроме самых малоимущих, выступали за реставрацию традиционных порядков Российской империи и поддержали разворачивавшееся по всей ее бывшей территории как оппозиция большевикам и большевизму белое движение. Таким образом, театр общероссийской Гражданской войны в Чечне с самого начала во многом принял характер межнационального конфликта.
Прочитать полную версию статьи можно здесь: http://history-thema.com/v-gorah-za-terekom-istoriya-i-kultura-chechenskogo-naroda-chast-v/
Еще в нашей ленте:
А здесь электронная версия книги о Кавказской войне: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Если было интересно, нажмите слева «лайк», а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.