Найти тему
History-thema

Шейх Дени, миротворец Кавказа

В конце XVIII — начале XIX вв. суфийское течение накшбандия, основанное в XIV в. среднеазиатским проповедником Бахауддином Накшбанди, получило распространение в Дагестане и Чечне.

После Кавказской войны многие накшбандийские проповедники стали склоняться к примирению с Россией и ее народами. Свойственный накшбандии политический рационализм побуждал их призывать своих последователей воздерживаться от бессмысленного жертвования жизнью и свободой. Имамы и муллы, связанные с российскими властями и получавшие за свою работу жалованье из императорской казны, у горцев значительным авторитетом не пользовались: за ними только совершали молитву, их звали для проведения свадебных и похоронных обрядов.

-2

Однако наряду с «казеными муллами» свои проповеди активно вели независимые, признанные народом духовные лидеры, которые не стеснялись говорить правду о дискриминационной и грабительской политике царизма, хотя это грозило тюремным заключением и ссылкой в Сибирь. Таким проповедникам нередко удавалось убедить сложить оружие и заняться религиозным совершенствованием даже отчаянных абреков. Так однажды накшбандийский устаз Алихан (Элах-мулла) Дибиров сильно повлиял на отважного горского партизана Дени, сына Арсан-Гирея из чеченского тейпа энгеной.

Источник фотографии: сайт kavkazr.com
Источник фотографии: сайт kavkazr.com

Дени, по имени отца после введения в Чечне российских административных порядков записанный под фамилией Арсанов, родился в 1851 г. Предположительно, его родным селением был Алхан-Юрт на территории современного Урус-Мартановского района Чеченской Республики, однако вскоре семья переселилась в Зебир-Юрт (современный Надтеречный район).

Дени Арсанов
Дени Арсанов

В то время Имамат Шамиля, в состав которого входила и Чечня, переживал период наивысшего богатства и могущества, которые уже через несколько лет сменились тяжелым внутренним кризисом, а затем полным разгромом русскими войсками.

-5

Поскольку Дени в последние годы существования Имамата был еще мал, он не мог участвовать в Кавказской войне, однако принял активное участие в восстании 1877 г., которым в Чечне руководил Алибек Алдамов. Восстание потерпело поражение, и Дени ушел в абречество. В набегах и диверсиях молодой абрек проявил исключительную смелость, за что его уважали соплеменники, а царские власти преследовали. Но, познакомившись с устазом Алихан-муллой, Дени внял советам того и, оставив абреческое дело, стал изучать религию.

-6

О периоде жизни Дени Арсанова между началом посвящения ее духовному делу и времени, когда его признали шейхом, то есть, духовным вождем, известно мало. Примерно в начале XX в. Дени стал одним из ведущих духовных авторитетов Чечни и соседней Ингушетии. Кроме того, под влиянием его убедительных и доходчивых проповедей Ислам принимали некоторые осетины — представители преимущественно христианского народа, несмотря на то что обращение из христианской религии в другую было запрещено законом Российской империи.

Царские власти, однако, уже не решались трогать авторитетного проповедника, вероятно, потому что его деятельность очень способствовала успокоению в крае. Его сын Якуб даже поступил на службу в царскую армию. В 1904 г. Дени Арсановым была основана Школа языков в городе Грозном. Обладая широким кругозором и красноречием, шейх Дени умел находить справедливое разрешение для самого сложного и болезненного спора.

Шейх Дени Арсанов с сыновьями и учениками
Шейх Дени Арсанов с сыновьями и учениками

Разорение масс горского населения в результате колониального и капиталистического гнета способствовало и распространению среди горцев воровства, разбоев, обострению внутренних противоречий, а это влекло за собой и частые смертельные стычки. При существовании обычая кровной мести такое явление грозило распространением цепных убийств с обеих сторон, началом бессмысленной и жестокой внутренней вражды в среде народа. Одним из основных направлений деятельности Дени Арсанова было примирение враждующих родов. Как считается, не было ни одного случая, чтобы никто не внял его убедительным советам, и за разрешением межродовых конфликтов старейшины чеченских и ингушских родов сами обращались к нему.

-8

Однако миротворческие призывы шейха Дени не ограничивались только внутренними делами чеченского и близкородственного тому ингушского народов. Активно он разрешал споры в среде других кавказских народов, в частности, его просили приехать в качестве третейского судьи ставропольские ногайцы, общины которых не могли поделить землю.

ногайское селение
ногайское селение

Большое внимание Дени Арсанов уделял примирению между трудовым народом горцев и заселивших Чечню казаков и русских. Дени Арсанов, проявляя значительную политическую прозорливость, четко сформулировал причины, по которым, на его взгляд, должно было произойти это примирение. В своих проповедях он без страха утверждал, что в бедственном положении горцев виновны не простые казаки и иногородние переселенцы, а русский царь, его сановники и наживающиеся на горе простого народа капиталисты. Таким образом, идеи Дени Арсанова, возможно, неожиданно для него самого, стали во многом совпадать с распространившимися тогда по Кавказу, как и по всей России, идеями революционеров. В его проповедях прослеживаются зачатки идеологии российского федерализма. Однако он не был сторонником социалистической идеологии как таковой. Он оставался предан исламским идеалам и считал религию основой для уклада жизни и государственного строительства горского общества. Также он, по-видимому, не призывал прямо к свержению российской монархии, но утверждал, что российское самодержавие вступило в свой окончательный кризис и скоро падет само. Как показали события февраля 1917 г., предположение шейха сбылось.

-10

Прочитать полную версию можно здесь: http://history-thema.com/sheyh-deni-mirotvorets-kavkaza/

Читайте еще:

Кто такой Мансур Ушурма

-11

А здесь электронная версия книги «Самая долгая война России» о Кавказской войне: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/

-12

Если было интересно, нажмите слева «лайк», а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!

Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.