Найти тему
Цифровые технологии

Всё об электронной доверенности

Оглавление

Что такое электронная доверенность? Зачем она нужна работникам? Какие требования предъявляют к формату и содержанию доверенности? Когда вступают в силу приказы Минцифры России? Читайте в об этом в нашей статье.

Электронная доверенность (машиночитаемая доверенность, МЧД) — это электронный документ, который:

  • создан в формате XML, подписан КЭП и имеет итоговый формат XMLDSIG;
  • или подписан установленным форматом электронной подписи в соответствии с требованиями Приказа Минцифры России от 14 сентября 2020 г. № 472;
  • или подписан в ином формате по соглашению участников информационного взаимодействия.

Кому нужна МЧД

Электронная доверенность необходима сотрудникам организаций и индивидуальных предпринимателей, действующих от их имени (например заместители директора, бухгалтеры, юрисконсульты, менеджеры по продажам и пр.). С её помощью можно заключать договоры и подписывать отчеты в электронной форме. К подписанному КЭП сотрудника документу прикладывается электронная доверенность, подписанная КЭП доверителя (директора/индивидуального предпринимателя/физического лица).

Напоминаем, что директора юридических лиц и индивидуальные предприниматели обязаны получать КЭП в УЦ ФНС, Казначейства, Центробанка или доверенных УЦ, а иные физические лица — исключительно в удостоверяющих центрах, аккредитованных по новым правилам (подробнее об этом мы писали здесь и здесь).

Требования к МЧД

Приказ Минцифры России от 18.08.2021 № 858 устанавливает единые требования к машиночитаемым формам документов о полномочиях:

  1. формат XMLDSIG или в соответствии с приказом № 472 или в формате, установленном сторонами;
  2. файл должен быть подписан УКЭП доверителя;
  3. если в информационной системе не реализована возможность автоматизированной обработки и визуализации данных доверенности, документ может быть составлен в машиночитаемой форме в формате PDF.

Содержание МЧД

Согласно Приказу Минцифры России от 18.08.2021 года № 857 электронная доверенность должна содержать следующую информацию:

  1. наименование документа;
  2. сведения о доверителе и представителе;
  3. дата совершения доверенности;
  4. срок действия доверенности;
  5. перечень полномочий представителя;
  6. идентификаторы полномочий из классификатора полномочий или иное описание полномочий;
  7. идентифицирующие сведения об информационной системе;
  8. номер доверенности;
  9. УКЭП подписанта доверенности;
  10. возможность передоверия.

Классификатор полномочий формируется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ согласно требованиям Приказа Минцифры России от 18.08.2021 № 856. Данный классификатор ведёт головной удостоверяющий центр. Доступ заинтересованных лиц к классификатору осуществляется с помощью портала госуслуг.

Дата вступления в силу указанных приказов Минцифры России: 01 марта 2022 года.

Дата окончания действия: 01 марта 2028 года.

При этом положения Закона 476-ФЗ об использовании электронной доверенности вступают в силу с 01 января 2022 года. Выявленное несоответствие дат вступления в силу приказов и положений Закона 476-ФЗ предложено разрешить следующим образом: в течение 2022 года машиночитаемые доверенности должны применяться добровольно, а аккредитованные удостоверяющие центры будут, как и раньше, выпускать на сотрудников компаний сертификаты электронной подписи с привязкой к организации (источник).

Для подписания электронных доверенностей и проверки электронных подписей понадобится соответствующее программное обеспечение. В ближайших обновлениях программы КриптоАРМ ГОСТ появится необходимый функционал. Следите за нашими публикациями!

#Цифровыетехнологии #Законы #Приказ #МЧД #ЭДО #Электроннаядоверенность #Машиночитаемаядоверенность #КЭП #Электроннаяподпись #Контрагенты