Найти тему
Деревенский дед

Пишем историю российской деревни… Зачем?

Незаметно состарившись, тихо умирают и уходят из нашей памяти небольшие заброшенные деревни, оставляя после себя лишь отдельные полуразрушенные домики да заросшие борщевиком и бурьяном приусадебные участки. Горько осознавать, что с их исчезновением возникает угроза предания забвению не только названия самих деревень, но и их жителей, умерших и растекшихся человеческими ручейками по белому свету…

Мало гордиться своей малой родиной, необходимо ещё знать её прошлое и чтить память своих предков. И книга об истории своей родной деревни или села, оставленная потомкам в виде исторического наследства, представляется одним из наиболее оптимальных вариантов! На каком-то этапе жизни неожиданно осознаёшь, что если сейчас не озаботиться её написанием, то через год - два скоростной поезд под названием «жизнь» может уже уйти… Здесь я имею в виду не только себя, но и тех, кто может оказаться полезным в сборе исторического материала. Именно это сподвигнуло меня три года назад решиться на подобную авантюру.

Почему авантюру? Для меня это была совершенно новая, необычная и (главное!) очень ответственная работа. Которая оказалась сопряжена с преодолением кучи всевозможных преград, о многих из которых я изначально даже не догадывался. Основные из них - это недостаточность архивного исторического материала и сложности с его поиском, а также отсутствие старожилов - носителей памяти и живых очевидцев старого деревенского уклада. Признаюсь, что сам автор в силу возраста в состоянии охватить период лишь за последние шесть десятков лет.

Отныне книга является доступной для читателей местной сельской библиотеки. Фото из личного архива автора.
Отныне книга является доступной для читателей местной сельской библиотеки. Фото из личного архива автора.

Поделюсь своими воспоминаниями о том, как писалась история моей родной тверской деревни Колодкино.

Поиск источников - наверное, наиболее увлекательный этап любого исторического исследования. Но и самый сложный и трудоёмкий, сравнимый подчас с поисками иголки в стоге сена. Одному мне справиться было бы не под силу, и тут моим незаменимым помощником выступила дочь Татьяна. Нам повезло: в основу будущей книги легли исторические изыскания известного конаковского краеведа К.И.Счётчикова «Корчевская старина», где деревне Колодкино посвящено полстраницы. Оставалось лишь на этот исторический «скелет» нарастить «мясо».

Войдя во вкус, дочь не вылезала из различных архивов - от сельского до областного. Основную надежду мы с ней возлагали на районный, куда в советское время были направлены все документы по нашей деревне и созданному там колхозу. К нашему огромному разочарованию, похозяйственные книги до 1950 года не сохранились, что значительно осложнило дальнейшую работу. В областном архиве также ничего любопытного найти не удалось, к тому же, поездки в Тверь оказались слишком накладными.

В этой ситуации выручили мормоны! Оказывается, четверть века назад наши историки-архивисты заключили соглашение с Генеалогическим обществом штата Юты (США), по которому мормоны в качестве гуманитарной помощи начали микрофильмировать генеалогические документы в российских архивах с целью обеспечить их дальнейшую сохранность. Все документы (церковно-приходские метрические книги, ревизские сказки, исповедальные ведомости и т.п. ) они переснимали на микроплёнку, один экземпляр которой оставляли в архиве, а второй забирали себе. В результате на их сайте появилась обширная архивная база с поиском и прочими удобствами. Но тут была одна загвоздка: доступ к этому сайту на территории России открывался от случая к случаю, поэтому попасть на него было огромным везением. Дочери повезло, и оно того стоило!

Интернет-сайты «Память народа», «Мемориал» и иже с ними помогли мне основательно изучить тему участия наших земляков в Великой Отечественной войне и на документальной основе выверить их список. А вот с Первой мировой вышло поскромнее и уверен, что всех воевавших так и не удалось установить.

По ходу написания книги трудностей возникало немало. Начну с того, что оказалось невозможным определить точную дату основания деревни. Это всегда представляется сложным, если на сей счёт нет официальной информации, а имеющаяся в архивах и краеведческих исследованиях разнится и не соответствуют надписям на могильных плитах на сельском кладбище. Краеведы и историки знают: если о возникновении поселения стало известно в таком-то году, стало быть, оно основано на несколько лет раньше. Поэтому пришлось путём сопоставления всех документов вывести приблизительную дату её возникновения - между 1795 и 1805 гг.

Для меня наибольший интерес представляла работа над главой «Деревня в лицах», включающая обстоятельный рассказ о каждой деревенской семье за последнее столетие. Удивительным образом (порой через десятых лиц) удалось с миру по нитке собрать фотографии чуть ли не каждого деревенского жителя!

Полвека назад жизнь развела двух деревенских подруг, и теперь они предаются воспоминаниям в моей книге... Фото из личного архива автора.
Полвека назад жизнь развела двух деревенских подруг, и теперь они предаются воспоминаниям в моей книге... Фото из личного архива автора.
Включая воспоминания о своих детских годах, выпавшие на военное лихолетье... Фото из личного архива автора.
Включая воспоминания о своих детских годах, выпавшие на военное лихолетье... Фото из личного архива автора.

Безусловно, наиболее дороги и любопытны индивидуальные воспоминания деревенских жителей (бывших и ныне живущих в ней), оживляющие историю и привносящие особые краски и штрихи в повествование.

К сожалению, единственная оставшаяся из проживающих в деревне старожилов (ей далеко за 90) практически полностью потеряла зрение и не смогла помочь мне идентифицировать местных жителей на сохранившихся у неё старых фотографиях.

Особое удовлетворение получал, когда совершенно неожиданно появлялась информация о до сих пор здравствующих бывших деревенских жителях, которых все считали давно ушедшими из этого мира. Тогда бросал все дела и мчался к ним, боясь спугнуть удачу. Так книга пополнилась воспоминаниями бывшей хозяйки нашего деревенского дома, купленного родителями в конце 50-ых. Как оказалось, бывшая его владелица уже длительное время проживала в моём родном городе! Птица удачи благоволила ко мне и во втором случае, когда удалось раздобыть контакты родственников довоенной председательницы колодкинского колхоза. И бесценной находкой стал сын нашего послевоенного председателя, проживающий в одном из райцентров Тверской области, в мельчайших подробностях поведавший о послевоенной жизни деревни и всех её жителях.

Приходится сожалеть, что идея книги запоздала лет на тридцать, и за этот период деревня лишилась старушек, родившихся ещё в позапрошлом веке и которые многое могли бы порассказать. Моя бабушка Матрёна, например. Есть ещё одно сожаление: в начале 70-ых, когда в нашей семье появился фотоаппарат «Смена-8», я практически не снимал совхозную (колхоз к тому времени приказал долго жить) жизнь - сенокос, полеводческую бригаду, местную ферму и т.п. Такого рода фоток явно недостаёт в книге. Будущего автора радовало лишь то, что книга достанется потомкам тогдашних деревенских тружеников и будет передаваться в роду от одного поколения к другому.

Как это обычно происходит, из-за отсутствия исторических знаний некоторые факты и события преподнесены мною в книге как предположение, основанное на анализе собранных документов. Соответственно, те вполне могут быть ошибочными. Есть расхождения и в трактовке одних и тех же событий разными людьми - сказывается субъективное восприятие прошлого, да и годы дают знать. Отдельные моменты литературно-художественно приукрашены и прилизаны- без этого книга не была бы читабельной.

История деревни небезынтересна и её молодым обитателям... Фото из личного архива автора.
История деревни небезынтересна и её молодым обитателям... Фото из личного архива автора.

Тираж в 50 экз., просчитанный по персоналиям, разошёлся по родственникам, деревенским жителям и их потомкам, а также был презентован всем причастным к её изданию - местным краеведам, районному архиву, сельской библиотеке. С волнением ожидал реакции родных и деревенских жителей на книгу: примут ли они форму изложения истории деревни и останутся ли удовлетворены подачей материала о своей семье (это всех интересовало в первую очередь!)? В любом случае, как ты ни стараешься, позднее всегда находятся недостатки и досадные ошибки, которые можно было избежать. К тому же, не будучи профессиональным журналистом, я сомневался в своих графоманских способностях, а хотелось, чтобы исторические факты были преподнесены красивым литературным языком. Хотя понимал, что это вовсе не главное! Волнения оказались напрасными - книгу приняли на ура! Большинство откровенно поразились: как можно было из ничего собрать столько материала!

Книга разошлась влёт! Фото из личного архива автора.
Книга разошлась влёт! Фото из личного архива автора.

Сегодня я понимаю, что необходимо было ещё поработать в архивах, и уверен, что те порадовали бы новыми любопытными открытиями. Но безжалостное время подгоняло меня: достаточно сказать, что за три года работы над книгой ушли из жизни четверо деревенских жителей. Вот почему так хотелось её поскорее завершить. Даже с видимыми огрехами.

А знаете какое пожелание было высказано губернатору Тверской области И.М.Рудене в момент презентации ему моей книги (неожиданно подвернулся такой случай!)? Чтобы такие книги об истории больших и малых деревень появились в тверской губернии повсеместно. А в идеале - и в России! Составив тем самым российскую сельскую Летопись, как это некогда было в Российской империи. Пока ещё не поздно…

Как вернуть к жизни исчезающие деревни? Тверскому губернатору есть над чем поразмыслить... Фото из личного архива автора.
Как вернуть к жизни исчезающие деревни? Тверскому губернатору есть над чем поразмыслить... Фото из личного архива автора.

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Деревенские дети: добытчики или мелкие воришки?

Теряем близких - теряем погребальные традиции…

Кино нашего детства: мальчикам - индейцев, девочкам - индийцев! Часть 1.

Кино нашего детства: мальчикам- индейцев, девочкам- индийцев! Часть 2.

Первый парень на деревне: каким он был в 60 - 70-ые?

Пьём «Душистую фиалку» в кабачке Печерского!

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его своим друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!