Найти в Дзене
Светлана Калмыкова

Тернистый путь к счастью. Глава 1.

1970-е годы. Плохо или хорошо жить в большой семье? Никто не ответит. Из многодетных семей часто вспоминают своё голодное детство, нехватку одежды, вечные потасовки с братьями и сёстрами. В доме всегда шум, гвалт, целая орава детишек бегает по комнатам.
Возьмём другой случай - единственный ребёнок. Он смотрит с завистью на ровесников из семьи, где мал мала меньше.
- Вот вырасту, и у меня будет много детей. - мечтает подросток. Танечке выпала участь родиться третьей девочкой, потом появились на свет ещё две малышки, но папа хотел мальчика. И вот он, долгожданный сын, и семеро по лавкам сидят. Какое детство ждало Танечку? Платье и пальто она донашивала за старшими сёстрами, да ещё сердобольные соседки отдавали одёжки своих выросших детей. Вместо кукол она нянчила младших сестрёнок и братишку.
- Ты уже большая, смотри за порядком! - доносилось со всех сторон.
Таня училась в пятом классе, и каждое утро водила братика Сашу в детсад. Осенью под дождём, зимой под снегом. А ветер дул такой, чт

1970-е годы.

Плохо или хорошо жить в большой семье? Никто не ответит. Из многодетных семей часто вспоминают своё голодное детство, нехватку одежды, вечные потасовки с братьями и сёстрами. В доме всегда шум, гвалт, целая орава детишек бегает по комнатам.
Возьмём другой случай - единственный ребёнок. Он смотрит с завистью на ровесников из семьи, где мал мала меньше.
- Вот вырасту, и у меня будет много детей. - мечтает подросток.

Танечке выпала участь родиться третьей девочкой, потом появились на свет ещё две малышки, но папа хотел мальчика. И вот он, долгожданный сын, и семеро по лавкам сидят. Какое детство ждало Танечку? Платье и пальто она донашивала за старшими сёстрами, да ещё сердобольные соседки отдавали одёжки своих выросших детей. Вместо кукол она нянчила младших сестрёнок и братишку.
- Ты уже большая, смотри за порядком! - доносилось со всех сторон.
Таня училась в пятом классе, и каждое утро водила братика Сашу в детсад. Осенью под дождём, зимой под снегом. А ветер дул такой, что вот-вот с ног собьёт, и снег облеплял лицо и руки. Почему у неё нет варежек? Пальцы коченели от мороза, и дома она долго держала их под краном с холодной водой. Утром одевала Сашу, сажала на санки и бежала до садика.
Однажды почувствовала, что верёвка легко тянется, оглянулась и ахнула - малыш лежал на обочине дороги весь в снегу, а мимо него ехали машины. Он свалился со своего возка. Танечка скорее подняла братишку и довезла до больших ворот. Там во дворе все оставляли санки. Поднималась на высокое крыльцо, находила шкафчик с рисунком машинки, пальто, шапки, валенки, - и вот уже малыш машет ручкой.
- Пока!
А Таня бежит домой. Успеть сделать уроки, ведь к двум часам в школу.
А вечером Сашу забирала старшая сестра Надя, она училась в первую смену.

Помнила Танечка и голодные дни. Отец с матерью работали с утра до вечера, но денег до зарплаты почему-то никогда не хватало. И тогда вся семья по выражению мамы "затягивала пояса". Таня отрезала кусок хлеба, макала его в воду, потом в сахар, и как это вкусно! Вечером мама варила вермишель и заправляла блюдо жареным свиным салом. Все садились за стол ужинать, и уже через несколько минут Таня помогала маме мыть посуду. Конфеты дети видели только в новогодних подарках. Стоил такой сладкий сюрприз 1 рубль, и каждому доставался этот кулёк.

Фото автора.
Фото автора.

Летом всю семью кормил огород. В конце мая распускались листья смородины, мама заваривала их, и сразу домочадцы пили душистый чай.
Спустя время появлялись зелёные ягодки, и все пробовали их на вкус.
"Ну и кислятина!"
Всё лето детвора поливала огород из бочки. В таких же корытах и купались.
После тёплого ливня ватаги ребятишек со всей улицы бегали босиком по лужам. А дождевая вода такая тёплая, и ножкам очень приятно! Правда, если грохотал гром и сверкала молния, старшие сёстры не выпускали младших наружу. Наглухо закрывались все окна и двери. Сёстры рассказывали притихшим деткам:
- Когда вас ещё не было, лет 20 назад, началась гроза, и соседская мама послала свою дочку в магазин за хлебом. Та побежала, и её свалила с ног молния. Встать девочка уже не смогла, так и похоронили горемычную. Так что наша мама запретила всем выходить на улицу в грозу.

С первых июньских дней ватага ребятишек удваивалась. Ещё бы, ведь на каникулы приезжали школьники из больших городов. Они казались Тане необычными, и она смотрела на них с восторгом. Девочки играли в "классики", мальчики гоняли футбольный мяч, а вечером наступали совместные игры - прятки, догонялки, кандалы. Мамы выходили и звали:
"Надя! Таня..." - и произносились все имена. "Домой, спать пора!"

В школе Таня училась хорошо. Мама часто рассказывала:
- Мечтала стать экономистом, но вышла замуж и выучиться не смогла. А ты, дочка, - она гладила Таню по голове, - иди на бухгалтерские курсы. Хорошая профессия, и всю жизнь в тепле будешь.

Так Таня и поступила, и в 18 лет устроилась работать в сберкассу. Коллектив в основном женский, только директор седовласый мужчина. Танечка сразу узнала все традиции. Начальник относился снисходительно и с пониманием к отлучкам 2-3 женщин ежедневно. Конечно, не на весь день, а только на небольшой промежуток. С утра составлялся список, кому что из продуктов нужно купить. Не забывали и заведующего, ведь у него тоже есть семья. Рядом со сберкассой все магазины: одежда, обувь, галантерея, мясной. Очередь за колбасой выстраивалась ежедневно и обычно двигалась черепашьим шагом. Но не для всех. Бригадир бойкая Светлана звонила в продуктовый своим девчонкам и диктовала утренний список.
- Приходите через час. - отвечали на том конце провода.
- Кто у нас самая молодая? - Светлана притворно хмурила брови.
- Танечка! - доносилось со всех сторон.
- Вот тебе список, деньги. Подойдёшь без очереди, скажешь "Я из сберкассы", и неси сетки сюда.
Домой Таня приходила с полными авоськами колбасы, хлеба, молока. Она поняла, что значит зарабатывать, и гордилась этим.
- От тебя нам большая помощь! - часто говорила мама. - Старшие-то дочки вышли замуж и разъехались. А ты не торопись.
Таня хотела отдать всю зарплату маме, но получила отказ.
- Ты и так ежедневно продукты приносишь, лучше откладывай деньги себе. Тебе надо новое платье, сапоги, пальто. Немножко поработаешь, приоденешься, и можно в институт поступать.
- А кто же вам помогать будет?
- Сами справимся, ты на нас не оглядывайся. - грустно отвечала родительница.

Продолжение в этой статье.