Здравствуйте, друзья! Продолжаем наше научно-популярное исследование Web 3.0.
В предыдущей части мы определились с термином.
Сегодня поговорим о предыстории – с чего всё начиналось и что собой представляли Web 1.0 и 2.0.
Третья статья будет посвящена технологиям Web 3.0.
И наконец в четвертой подведем итог и немного побалуемся футурологией.
Не переключайтесь!
Допотопные времена
Уже как минимум два поколения жителей Земли (и мы в том числе) родились в эпоху Веба – при нашей жизни интернет был всегда. Но вообще глобальная информационная сеть сложилась задолго до возникновения компьютеров!
Некоторые считают со времен телеграфа, но это все-таки немного не то. А вот в 1920-е годы получил распространение телетайп – помесь телеграфа с пишущей машинкой. И первая Всемирная паутина Telex Network была именно телетайпной. От той эпохи, кроме слова Network, мы унаследовали текстовые файлы, интерфейс командной строки и моноширинный шрифт в HTML, который задается тегом <tt>, т.е. teletype.
В 1950-х годах, как только появились компьютеры, их тоже сразу начали объединять в сети. Об этом написано довольно много, кое-кому даже известно название ARPANET – один из ранних прототипов интернета, созданный по заказу военных. Но эта сеть возникла уже в конце 60-х и стала результатом долгой подготовки. А кроме нее были NSFNET, Usenet, Fidonet... Тысячи их. Были свои прото-интернеты даже в Советском Союзе. Но настоящий Веб возник не так давно и стал результатом объединения целого ряда концепций и разработок.
DNS, гипертекст и Всемирная паутина
Базовые идеи будущей глобальной сети были сформулированы в 1961-62 годах. Американец Леонард Клейнрок и англичанин Дональд Дэвис описали технологию передачи файлов по частям, Дэвис ввел термин «пакет» (принцип пакетной передачи данных позднее лег в основу протокола TCP/IP). Пол Бэран из RAND Corporation впервые представил глобальную систему связи в виде децентрализованной сети, состоящей из равноправных узлов, каждый из которых может быть как приёмником, так и маршрутизатором потока данных.
Дальнейшее было делом техники. В 70-х возникают новые и новые компьютерные сети (пока еще локальные и, скажем так, региональные), которые объединяются между собой. В 1983 разрабатывается DNS – система доменных имен, позволившая навести понятный человеку порядок в адресации и взаимодействии интернет-узлов (их стали называть хостами). Система оказалась крайне удобной. Принципы ее работы:
- распределённость администрирования и хранения данных: каждый узел отвечает только за свою часть общего массива;
- кэширование информации: хост может хранить некоторое количество «чужих» данных для уменьшения нагрузки на сеть;
- иерархическая структура: каждый хост может управлять работой «куста» других узлов и, в свою очередь, управляться вышестоящим хостом;
- резервирование: хранение данных и обслуживание зон дублируется между несколькими серверами, что позволяет не утрачивать информацию вследствие технических сбоев.
Эти основы сохраняют свое значение до сих пор и, как увидим в дальнейшем, особенно актуальны для вебтринольной эпохи.
В 1989 году сотрудник CERN Тим Бёрнерс-Ли предлагает идею гипертекста – системы взаимных ссылок, позволяющей связать в единое пространство все документы на миллионах хостов глобальной сети. Он же вводит понятие World Wide Web, «Всемирная паутина». Под эту концепцию разрабатываются технологии идентификации документов (URI), усовершенствованной передачи данных (HTTP) и универсальной разметки текста (HTML).
По сути, с этого момента берет начало интернет в том виде, в котором мы его знаем как
Web 1.0 (1989–2005): много свободы, мало возможностей
Сначала, конечно, никакого «1.0» не было – никто не ожидал, что затем последуют 2 и тем более 3. Это был просто Веб.
Что же представлял собой интернет 90-х и начала нулевых? Назовем некоторые, самые типичные его черты.
1. Статичность. Основу Паутины составляли сайты, состоящие из страниц постоянного вида и содержания, связанных между собой гиперссылками. Своего рода аналоги книг, собранных в единую «всемирную библиотеку».
2. Авторский и даже отчасти элитарный характер. Первые сайты делались людьми непростыми – учеными, творцами, предпринимателями. Даже в своих сферах они были незаурядны – ведь помимо владения собственной профессией требовалось освоить основы вебдизайна, разметку HTML, научиться писать простейшие скрипты. Как правило, владелец сайта и был его вебмастером и администратором.
3. Неразвитость инфраструктуры, прежде всего поисковой. Первые поисковики были, по сути, каталогами сайтов, информацию в которые пользователи добавляли вручную. Роботы уже появились, но в индексацию умели не очень. Поэтому для их удобства вебмастерам приходилось прописывать в теле сайтов метатеги с ключевыми словами.
4. Свобода. Еще в начале 90-х правительства отказались от монополии на новый вид связи, и интернет стал доступен для частного и коммерческого использования. В связи с этим правовое регулирование и цензура практически отсутствовали – любая информация могла быть выложена свободно, без всякой оглядки на авторские права. (После ряда скандалов и судебных процессов страны наконец «подогнали» свои законы под новую реальность, но это было уже в 2000-х).
5. Бесплатность. Долгое время торговать контентом в интернете считалось дурным тоном (занимались этим разве что порносайты, возникшие, конечно, почти сразу). Отсюда – огромное количество энтузиастов и уникальная атмосфера вольного творчества, отличавшие рассвет эпохи Первого Веба. И отсюда же –
6. Высокое качество контента. В первую очередь оцифровке и публикации в Сети подвергалось самое ценное и интересное. Возникают электронные библиотеки, галереи и филармонии, справочники и каталоги, представительства компаний и творческие проекты. «Мусорного» контента практически нет, если не считать таковым сляпанные на коленке «персональные странички» рядовых пользователей.
7. Крайне низкая интерактивность. Слабость тогдашних каналов связи и общая неразвитость технологий заставляли максимально экономить на трафике и вычислительном ресурсе серверов. Количество исполняемых скриптов на сайтах было крайне ограничено, поэтому интерактив сводился к гостевым книгам и простеньким форумам. Возможность оставлять комментарии под публикациями считалась роскошью и добавляла сайту +80 крутизны. В общем, «это были 90-е, мы выживали как могли».
Основная беда Web 1.0 – его тотальная ограниченность и недостаточность, следствие «авторской элитарности» и технической незрелости. Романтическая бедная юность интернета: авантюризм первооткрывателя и отсутствие сдерживающих центров («всё можно») уравновешиваются катастрофическим недостатком средств («ничего толком нельзя»).
Web 2.0 (2005–наши дни): больше возможностей, больше денег, всё меньше свободы
Шли годы. Сервера становились мощнее, каналы связи толще. Развивались языки веб-программирования, скриптов становилось больше, скрипты становились круче. Появилась возможность генерации, учета и структурирования контента онлайн, в режиме реального времени.
Всё это привело к революции, подобной той, какая произошла с персональными компьютерами после появления операционных систем с GUI. Появились человекоориентированные user-friendly интерфейсы!
Создание страниц, сайтов и целых сервисов наподобие веб-журнала или интернет-магазина стало доступно не только нердам-красноглазикам, умеющим кодить в командной строке, а широким народным массам. Пользователи перешли из пассивной роли посетителей-читателей в статус полноправных участников интернет-процесса.
Примерно с конца 1990-х события начинают развиваться подобно лавине. Интернет становится:
1. Динамическим. Благодаря скриптам, основанным на базах распределенного хранения данных, веб-страницы теперь генерируются «на ходу», собираясь на сервере из блоков по запросу клиента.
2. Пользовательским. Размещать тексты, изображения, музыку и даже видео теперь очень легко. Не требуются никакие специальные знания.
3. Общественным. Массово возникают социальные сети, совместные проекты, тематические сообщества.
И – last but not least – интернет становится
4. Коммерческим. Развитие онлайн-сервисов (прием и размещение заказов, онлайн-платежи, улучшенная логистика) позволяет вести в Сети полноценный бизнес, и этим начинают заниматься сотни тысяч. На рубеже 90-х и нулевых происходит расцвет, а затем быстрый крах «доткомов». Им на смену приходят другие игроки, тоже родом из 90-х, сумевшие более эффективно поставить себе на службу новые возможности Веба. Их имена сегодня у всех на слуху: Amazon, eBay, Ozon, AliExpress… Возникают новые ниши, такие как интернет-СМИ и браузерные игры. В разветвленные суперкорпорации превращаются некогда простые поисковики – Google, Yandex…
В интернете правит бал реклама. Пользователь становится не желанным гостем, как в ранних 90-х, а массовым товаром, который считают гуртами и продают в форме показов, визитов, переходов и конверсий.
Коммерциализация интернета имела несколько важных последствий.
- С одной стороны, Веб 2.0 позволил появиться по-настоящему мощным некоммерческим проектам: разнообразные вики, те же соцсети, YouTube, Гугл-карты, Trip Advisor и пр. С другой, он же теперь их и душит, заставляя стремительно коммерциализироваться, обрастать рекламой и гнаться за кликами. Давно ли вы видели на Ютубе ролик без рекламной интеграции? Не надоели ли вам баннеры, объявления и предложения везде, где только можно (и даже иногда там, где нельзя)?
- Массовость, которая на руку крупным интернет-игрокам, приводит к засорению интернета. Существующие технологии не в силах бороться с потоками флуда, генерируемого праздной публикой и сетевыми хулиганами. Хуже того – авторы контента, желая привлечь мимолетное внимание масс, намеренно «попсеют», занимаются кликбейтом и вообще продаются рекламодателям.
- Опять же, массовость неподготовленных и наивных пользователей вызвала к жизни столь же массовую киберпреступность – разные формы хакерства и мошенничества.
- Резко возросла централизация и монополизация интернет-пространства. Авторский характер размещения контента сменился корпоративным. Информация собирается на серверах, принадлежащих компаниям. Ее сохранность и достоверность целиком и полностью оказываются в распоряжении хозяина сервера.
- Как следствие, сократилась (и в последнее время сокращается всё сильнее) свобода обращения информации. Корпорации-монополисты навязывают свои представления о прекрасном и допустимом – в результате даже в соцсетях становится всё труднее высказать мнение, не согласующееся с «мейнстримом». Более того – пользователей порой банят и штрафуют за неведомые грехи, понятные только менеджерам площадки.
- Практически утрачена анонимность. Сервисы в своих интересах собирают о пользователях массу конфиденциальных данных, сохранность которых никто не гарантирует.
- Алгоритмы, обслуживающие поиск и представление информации, подвержены манипуляциям. Выдача данных по запросу сегодня часто определяется не релевантностью и ценностью этих данных, а соображениями корпоративной политики.
- Эти же алгоритмы не могут качественно фильтровать контент, очищая Сеть от мусорной или дублированной информации.
А был ли мальчик?
Как видим, Web 2.0 сейчас представляется шагом не вперед, а назад. Стало больше пользователей и больше инструментов – но свободы стало меньше, качество контента упало, зато стало больше мусора, рекламы, неоправданной цензуры, слежки за пользователями, махинаций и злоупотреблений. Стало больше денег, да. Но взамен нам приходится платить анонимностью и безопасностью.
Некоторые авторы даже задаются вопросом: а был ли вообще Web 2.0? Вспомним процитированное нами в прошлой статье определение, данное Тимом O’Райли:
Web 2.0 это «системы, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются».
Соратник O’Райли Дейл Дагерти обратил внимание: бурная движуха в интернете не приводит к его качественному улучшению. Он связывает это с тем, что несмотря на декларированную «социальность» и открытость нынешней Сети, главными в ней остаются не социумы, а администраторы – конкретные люди с конкретными субъективными запросами и привычками. Но управляют они уже не личным авторским, а общественно создаваемым контентом – без особых на то прав и не вполне добросовестно.
Похоже, что мы имеем дело не со Вторым Вебом, а с перехваченным и серьезно испорченным Первым. И это противоречие интернет на данном этапе своего развития не может разрешить.
Нужен новый Веб – по-настоящему децентрализованный, «на уровне ДНК» защищенный от монополизации, серьезно и ответственно работающий с контентом. Веб с человеческим, а не корпоративным лицом.
Возможен ли он сегодня?
Об этом читайте в нашей следующей статье!