Скорее всего, мне приснилось что зал, где во всю стену мальтийский крест отреставрирован. В четверг Михайловский #замок работает до 21.00, вот я туда и направилась. Взяла билет с экскурсией в надежде услышать что-то новое, тем более в мае четыре новых зала открыли.
Подъем по первому маршу парадной лестницы кажется узким и «душным», такова задумка Павла I, дабы входящие, испытывали трепет, поднимаясь по сумрачным ступенькам. Потолок был белый, но поселившееся в замке инженерное училище украсило его своей символикой. Пустующие ниши заняли статуи из Летнего сада, а вот пространство стен, где #император хотел разместить фрески, так и осталось свободным.
Как же манят приоткрытые двери залов, и как хочется увидеть нечто, но кругом новодел. Гобелены, некогда подаренные Людовиком XVI, во время путешествия Павла I с супругой по Европе, находятся в других дворцах и их места заняли картины царствующих особ российского престола.
Спальня императрицы Марии Федоровны не сохранилась. Некогда так любимый ею голубой мрамор, заменили на искусственный, восстановив зеркальные коридоры и цветочный орнамент по их периметру.
Тронная #Павла I нашла у меня сразу отклик книжными шкафами. Их не тронули, сорвали только бархатные обои зеленого цвета. Остались гербы городов и губерний, обои восстановили во Франции по имеющимся образцам. Есть в тронной что-то обволакивающее… Наверно, резные медузы Горгоны на шкафах так меня загипнотизировали.
Тронная императрицы, состояла из двух помещений. Перегородка была снесена и восстанавливать ее не стали, поэтому видим то, что видим. Экскурсовод ответил, что пока воссоздание #интерьеров не планируется, да и надо ли. Фрагменты убранства Михайловского замка можно увидеть в Таврическом дворце, в Эрмитаже, во дворце Павловска.
Посмотрела из окон второго этажа на Летний сад, увидела порфировую вазу, пустые аллеи, Мойку – смотришь будто бы в первый раз и чужими глазами.
Потолочные плафоны как всегда красивы, насыщены цветом и аллегориями, итальянские мастера Виги и Скотти неподражаемы. Михайловский дворец был украшен лучшими картинами художников с мировыми именами. В залах стояли вазы и статуи, и ткань гардин поблёскивала золотой ниткой. Сохранился-таки в замке едва уловимый след романтики #Мальтийского ордена.
Удивила продуманность помещений, все залы подчинены логике, все взаимосвязано и понятно. Когда я возвращалась обратно, уже достаточно легко ориентировалась. Не зря Павел, будучи еще великим князем, 12 лет занимался проектом, он сам задумал замок и тщательно разработал его черновой вариант.
Воскресенский зал предназначался для бальных церемоний, но ему была предначертана другая миссия. Здесь проходило прощание с Павлом I, в дальнейшем кадеты занимались физкультурой. Камин восстановили, стены одели в искусственный мрамор и на потолке появился мальтийский крест.
Павла не стало, и вступивший на престол его сын Александр I быстро приспособил материалы замка для строительства Нового Эрмитажа. А еще через несколько лет замок стали перестраивать, а территорию вокруг перекраивать и засыпать рвы с водой.
В середине 50-х в замке образовалась большая коммунальная квартира из организаций разного толка, которые довершили начатое: стены закрасили, камины убрали и установили радиаторы, дубовые полы разобрали, интерьеры испортили окончательно.
Спускаясь на первый этаж, увидела оригиналы #скульптур Летнего сада. Теперь они в тепле, скрыты от непогоды и случайных глаз. В замке почти нет посетителей.
Вот уж не думала, что к скульптуре «Амур и Психея» смогу наклониться и рассмотреть точеное личико девушки. Живой мрамор, наполненный энергией и силой мастеров, не сравнить с тем, что сейчас в саду.
Первый раз я была в Михайловском замке в 2012 году. За это время произошли #изменения, восстановлены новые помещения, макет замка стал более детальным. Экскурсовод показал окна спальни, где закончил свои дни император Павел Петрович (2 и 3 окно слева на втором этаже). Сейчас ведется работа по ее реставрации.
Один из читателей под одной из моих публикаций оставил такой комментарий: «Дворцов стало больше, но они не станут никогда памятниками архитектуры и мы их не увидим». А вы согласны с этим утверждением?
Спасибо, что прочитали!