В эпоху соцсетей особенно удивительно слышать о людях, которые осознанно отказались от публичности. И тем более странно, если эти люди заочно купаются во внимании поклонников. Сегодня, в день рождения одного из самых известных затворников страны, вспоминаем писателей, ради интервью и фото которых журналисты готовы на все.
Начнем с виновника торжества. Виктор Пелевин — один из наиболее популярных российских писателей. Каждая его книга становится бестселлером и вызывает бурные обсуждения. Несмотря на это, Пелевин старательно избегает публичности: он крайне редко идет на контакт со СМИ, у него нет аккаунтов в соцсетях и он считается практически неуловимым. На редких фотографиях он в основном прячется за темными очками. Время от времени в сети появляются сообщения о том, что наконец-то удалось определить местонахождение и сфотографировать писателя, но, как правило, подобные новости оказываются фейками или ошибками. Читатели даже выдвигали версию, что Пелевина как человека вовсе не существует, а книги за него пишут разные авторы.
По другую сторону океана проживал другой известный затворник — Джером Дж. Сэлинджер, автор культового романа «Над пропастью во ржи» . Несмотря на сумасшедший успех, Сэлинджер отказался от общения с журналистами и за всю свою жизнь дал одно-единственное интервью — школьной газете. Но когда его перепечатали другие СМИ, писатель оскорбился и с тех пор не сказал прессе ни единого слова. Много лет он скрывался за высокой оградой своего дома, вплоть до своей смерти в 2010 году. Свое желание скрыться от мира он так и не объяснил.
Автор нашумевшего «Парфюмера» , немецкий писатель Патрик Зюскинд — тоже личность загадочная. За все годы своего творчества он не дал ни одного интервью и не принял участия ни в одной фотосессии. И, кстати, после «Парфюмера» не опубликовал ни одного романа. И если о жизни Пелевина и Сэлинджера все-таки что-то известно, хотя бы то, что оба автора увлекались дзен-буддизмом, личная жизнь Патрика Зюскинда покрыта глубоким мраком. Миру остается довольствоваться лишь парой фотографий, подлинность которых вызывает сомнения.
Еще один российский автор скрытен настолько, что приобрел почти мифический статус — неудивительно, учитывая тему его книг: Вадим Зеланд проповедует свое собственное эзотерическое учение. Как и в случае с Пелевиным, бытует мнение, что Зеланд — персонаж вымышленный, и что под этим именем работает группа авторов. Когда эта версия начала распространяться по Сети, на официальном сайте писателя появилась информация, что Зеланд — реально существующий человек, проживающий в России, и несколько скудных фактов из его биографии, проверить которые невозможно. Свою скрытность Зеланд объясняет тем, что важен не он, а его учение. Загадочно, ничего не скажешь.
Автор культовых романов «Дорога» и «Старикам тут не место» стал классиком еще при жизни, однако пользоваться своим успехом не спешил. Долгие годы он не распространялся о своем творчестве, не общался с коллегами и отказывался давать интервью. По его мнению, писателю нет смысла обсуждать собственные книги — куда лучше тратить время на их написание. Но в 2007 году он все-таки согласился дать интервью на телевидении, да и кто бы отказал Опре Уинфри, чей книжный клуб сделал звездами многих писателей? Поклонники автора прильнули к экранам, однако пришлось признать, что тому явно некомфортно под камерами и софитами. Ну и не беда — лишь бы писал.
Томач Пинчон, пожалуй, рекордсмен среди всех затворников. Этот гигант американской литературы избегает прессы уже более 40 лет. О его личной жизни ничего не известно, а строить догадки о его внешности приходится по паре очень старых черно-белых фотографий. Но что точно — у писателя есть чувство юмора: он озвучил самого себя в сериале «Симпсоны», где его персонаж появился с бумажным пакетом на голове. Впрочем, поговаривают, что и этот факт сомнительный — быть может, голос принадлежит кому-то другому?