Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусмотрены несколько видов форм обучения:
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I – VIII вида;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I – VIII вида;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей I – VIII вида;
- коррекционные классы VII – VIII видов в общеобразовательных школах;
- обучение на дому;
- инклюзивное образование.
Вот об этой последней форме обучения детей с ОВЗ мы сегодня и поговорим.
Что такое инклюзивное образование
Инклюзивное образование предполагает, что общеобразовательная школа принимает учеников с ОВЗ, как обычных детей, вовлекает их в коллективную форму обучения и одинаковые виды деятельности. Такая форма обучения помогает социализировать детей с ОВЗ, скорректировать нарушения развития, помогает преодолеть трудности в обучении и общении.
Конечно, для работы с особыми детьми нужны особые знания и умения педагога.
Иногда получается так, что педагог остается один на один с проблемой инклюзивного образования – нет необходимого оборудования, нет возможности найти тьютора, нет дидактического материала, нет знаний, как работать с такими детьми. Поэтому к инклюзии могут относиться негативно родители других детей, поскольку учитель не успевает объяснять материал, все внимание приковано к ученику с ОВЗ.
Правом на инклюзивное образование могут воспользоваться все родители детей с ОВЗ. Но наиболее подходит такая форма обучения для детей с легкими нарушениями здоровья, которые поддаются коррекции. Детям с тяжелыми нарушениями здоровья (как физическими, так и ментальными) в обычной общеобразовательной школе будет тяжело.
Требования к педагогам
Педагог, который работает с детьми с ОВЗ, действует следующим образом:
- формирует мотивацию к обучению;
- создает особую коррекционно-педагогическую среду обучения;
- применяет технологии, которые адаптированы к возможностям детей с ОВЗ;
- создает дидактические материалы, которые подходят для обучения детей с ОВЗ;
- применяет особые технологии оценивания работы ребенка;
- проводит внеклассную работу, адаптированную к возможностям детям с ОВЗ;
- консультирует родителей особых детей.
Особенности педагогической работы с детьми с ОВЗ
Задачи перед педагогом инклюзивного образования стоят непростые. Как помочь ребенку получить необходимые знания, но при этом не дать ему почувствовать себя ущербным, как адаптировать программу под такого ребенка, какие материалы выбрать и т.д.
Таким специалистам присущ высокий профессионализм, любовь к детям, терпение, эмпатия и педагогический оптимизм.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, в благоприятной эмоциональной среде.
Подача учебного материала для детей с ОВЗ должна проходить в упрощенной форме. Часто педагоги используют игровые элементы, настольные игры, красочный дидактический материал. Весь материал нужно выбирать соответственно возможностям ребенка.
Если есть трудности с ответом у доски, ученик с ОВЗ может отвечать с места или готовить ответ заранее, дома. Важно помнить, что таким ученикам необходимо подавать четко структурированный материал, выделяя главные, базовые знания.
Оценивать работу таких учеников тоже нужно по особой системе.
Делая учебные задачи доступными, тем не менее, нужно следить, чтобы ученик прикладывал некоторые усилия (пусть даже и небольшие) для того, чтобы их решить. В идеале – учитель всегда должен работать в паре с тьютором, если в классе есть ребенок с ОВЗ.
Инклюзия хорошо влияет и на обычных детей, учит их состраданию, милосердию, толерантности. Но опять же, здесь все зависит от педагога. Как он познакомит особого ученика с другими ребятами, какую атмосферу сможет создать в классе.
Для всех педагогов, которые хотели бы работать в инклюзивном образовании или уже работают там, мы рекомендуем наш курс профессиональной переподготовки - https://ncrdo.ru/do/pp-ped-i-psikh-inkl-obraz/?sphrase_id=19044
На нем вы узнаете нормативы ФГОС, которые должны соблюдаться в инклюзивном образовании, изучите методику обучения детей с ОВЗ, узнаете о психолого-педагогической диагностике, консультировании и многое другое.
#инклюзия #инклюзивноеобразование #детисОВЗ #нцрдо #профепереподготовка
#дистанционноеобучение #педагогика