Найти тему

Строение сердца и круги кровообращения. Понятная схема для урока биологии в 8 классе

Вопрос о строении четырехкамерного сердца и кругов кровообращения рассматривался еще в 7 классе, при знакомстве с птицами и млекопитающими. Но попросите восьмиклассников рассказать что-нибудь внятное на эту тему без повторения – результат может получиться обескураживающим.

Однако те ученики, у которых (чудом) сохранились опорные конспекты с прошлого года, обычно довольно бодро сообщают основные моменты: какая кровь в каких камерах, откуда поступает и куда идет дальше, какой круг кровообращения считать малым, а какой – большим.

Поэтому на данном уроке мы обязательно еще раз воспроизводим схему строения сердца и кругов кровообращения. Тема объемная, поэтому обхожусь без опроса по изученному материалу или с минимумом такового.

Из наглядности использую модель сердца на подставке и торс.

Для начала обозначаем, что свои функции (вот, кстати, момент, когда их можно вспомнить и перечислить) кровь выполняет только в движении. Может ли это движение быть бесконечным? Да! – уверенно говорят дети. А мы их огорошиваем силой трения (вот вам межпредметные связи!), благодаря которой кровь неминуемо должна остановиться.

- Ага, нужен вечный двигатель! – кричат с галерки. Урок приобретает оттенок сюра и становится интересным. Самое время начать говорить о сердце.

Вот вы сейчас пожали плечами: неужели дети не догадаются о движущей силе сердца? Конечно, догадаются. Но не все. Вы не поверите, но есть такие дети, которые на полном серьезе уверены, что движение жидкостям нашего организма придает кислород. Не зря же мы дышим (это аргумент такой)!

Выясняем, где сердце расположено (торс или фото в помощь), правда ли, что слева. Хорошо, если к торсу прилагается съемная грудная клетка, чтобы выяснить, какие кости защищают сердце.

Когда была ребенком, читала в журнале «Наука и жизнь» о первой удачной операции на сердце, которую в 1986 году провел немецкий хирург Людвиг Рен. В статье были воспоминания самого Рена, которому ночью привезли человека с ножевым ранением в сердце. Помню, как подействовали на меня его слова примерно такого содержания:

- Когда я примерялся наложить шов, сердце сокращалось и практически полностью пряталось за грудиной.

Ночью, что ли, читала, потому что в деталях и красках представляла себе работу хирурга при скудном освещении и с такой ответственностью.

Далее. Все дети слышали словосочетание «инфаркт миокарда». Спросите, что это. В лучшем случае ответ будет: «Что-то с сердцем». Поэтому неплохо бы ввернуть термины «миокард» и «перикард».

Дальше самое вкусное. Строение сердца. Можно, конечно, разобрать этот вопрос при помощи рисунков или текста учебника, но уж больно академично это всегда описывается и ни разу непонятно, почему сердце устроено именно так.

Поэтому мы всегда делаем рисунок от руки, с постепенной детализацией. Для этого на опорном конспекте есть пустое место в нижнем левом углу. Рисунок весьма схематичен и вообще не похож на настоящее сердце. Поэтому сначала смотрим на модель, выясняем, где у сердца верхушка и где переплелись сосуды. Видим, что зарисовать сердце тяжеловато. И дети сами предлагают придумать схему, на которой не будет лишних деталей.

Часть опорного конспекта под названием "Сосуды" будет разбираться на следующем уроке. Синим сделаны записи, которые ученики перенесут на свои конспекты в конце урока. В начале урока они спрятаны под зеленой кнопкой-гиперссылкой.
Часть опорного конспекта под названием "Сосуды" будет разбираться на следующем уроке. Синим сделаны записи, которые ученики перенесут на свои конспекты в конце урока. В начале урока они спрятаны под зеленой кнопкой-гиперссылкой.

Схема давно придумана. Но, к сожалению, не помню, кем. Надеюсь, что автор простит меня за использование его схемы.

Итак, рисуем круг с четырьмя входами-выходами. Они в разных «углах» (если можно так выразиться о круге), чтобы схема была абсолютно понятной. Задаю вопрос (дальнейший текст - это "ужатый" диалог с классом):

- В нашем теле есть венозная и артериальная кровь. Можно ли им смешиваться? Если нет, то как их разделить в сердце. Ага, продольная перегородка. Рисуем.

- Сердце закачивает в себя кровь при помощи низкого давления внутри самого сердца. Откуда пойдет кровь? Ага, будет засасываться со всех сторон. А нужно только сверху. Ага, еще нужна поперечная перегородка с отверстиями, которая делит каждую половину сердца еще пополам. Пересчитываем камеры, даем им название. Сокращения: «ЛП» - левое предсердие, «ПЖ» - правый желудочек и т.д.

- Теперь видим, что насасывают кровь предсердия. А что делают желудочки? Правильно, сокращаются. И куда пойдет кровь на нашей схеме? Да, пока она пойдет и вниз, и вверх. А куда должна? Только вниз. Что делать? Дети приходят к мысли о клапанах.

Добавляем, что клапаны бывают створчатые и полулунные, что они не выворачиваются в обратную сторону. Собственно, теперь дети знают все, что им нужно, о строении сердца. Пора добавлять движение крови. Обязательно вооружаемся красным и синим. И делаем вот такую схему.

При помощи этой схемы можно обсудить, всегда ли в артериях течет артериальная кровь, а в венах - венозная
При помощи этой схемы можно обсудить, всегда ли в артериях течет артериальная кровь, а в венах - венозная

Чтобы расставить все точки над «и», отдельно упоминаю, что синей крови у человека нет. Венозная кровь окрашена гемоглобином в темно-красный цвет, а артериальная кровь окрашена оксигемоглобином в алый цвет. Разница есть, но не все люди способны ее заметить. Кроме того, не у каждого может найтись два фломастера/карандаша нужных оттенков. Поэтому принято темно-красную кровь изображать синим цветом.

-4

Для иллюстрации показываю маркер и флэшку (на фото). Когда-то у меня был чудный маркер с красным колпачком и алой наклейкой. Лет десять служил верой и правдой для демонстрации разницы в цвете крови. Стащили! Не иначе, как ценители моей методики в коллекцию унесли. Ибо ни на что другое он не был годен – засох еще в прошлом веке.

На следующем этапе рассматриваем фазы работы сердца. Предварительно задаю вопрос:

- Человек прожил сто лет. Сколько времени за этот период его сердце отдыхало? Версия детей: нисколько. Моя версия: пятьдесят лет. Глаза у аудитории лезут на лоб – можно продолжать)). Вот здесь уместна работа с учебником.

-5

Если остается время, хорошо бы рассказать об автоматии сердца, о водителе ритма и об электрокадиостимуляторах. Эта информация неизменно вызывает интерес даже у подуставших за сорок минут детей.

-6

Рефлексия – ответы детей с места на те же вопросы, которые задавались при реконструкции сердца с помощью схемы. Только перефразировать можно, чтобы интерес сохранить.

В следующий раз будет урок на тему «Движение крови по сосудам» с упором на сами сосуды. К этому уроку я вырезала кусочек из одного отличного зарубежного комедийного фильма. Кто угадает, из какого – будет большой молодец))

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!