На скалистом холме, в самом центре финской столицы, выситься великолепный красного кирпича православный храм. Позолоченные купола и традиционный русский стиль смотрятся весьма необычно на фоне типично европейского города.
В современной Финляндии мало что напоминает о том, что всего чуть более века назад эти земли находились под властью Российской Империи. Да и нынешняя столица Хельсинки превратилась в таковую по приказу императора Александра I, решившего перенести ее в маленький провинциальный Гельсингфорс.
Застройкой новой столицы княжества занимались архитекторы из разных стран, но все они ориентировались на уже воплощенные в Санкт-Петербурге модные тенденции. Поэтому большая часть старого города выполнена в духе классицизма и русского ампира. На их фоне Успенский собор кажется чем-то необычным и диковинным.
В конце 19 века из 2-х миллионного Населения Финляндии лишь чуть более 1% исповедовало православие. Возведение собора таких масштабов вряд ли оказалось бы возможным без влияния России. Больная часть денег на строительство храма была собрана с помощью добровольных пожертвований.
Утварь для внутреннего убранства храма так же пожертвование меценатов. В том числе и пять колоколов, один из которых оказался настолько большим, что не вместился в колокольню. Строителям пришлось ее разобрать и перестроить. И все это за счет дарителя.
Архитектором будущего храма стал Алексей Горностаев. Его работы уже украшали Валаам и Старую Ладогу. Но увидеть свое творение он не успел. Строительство закончили только в 1868 году, уже после смерти автора.
Изначально на этом месте планировалось построить Президентский дворец. В результате его обустроили на другом берегу, ближе к Рыночной площади. А скалистый холм остался пустовать до возведения Успенского собора. Не удивительно, что именно тут хотели отстроить будущую резиденцию президента: с холма открываются великолепные виды на старый город и порт.
Красный камень, из которого построен храм, взяли с руин разгромленной в Крымской войне крепости Бомарсунд, что на Аландских островах. Из этого же кирпича построено множество зданий в Хельсинки. Помимо того, что это уже готовый строительный материал, так еще и здание белить не надо. А значит оно не будет страдать от соленого морского воздуха.
Главный купол собора высится на 51 метр, в окружении еще 12 позолоченных "луковиц". Они символизируют Христа и его апостолов. Позолоту обновляли перед столетним юбилеем храма в 1968 году. И еще раз совсем недавно в 2004-2007 гг. Наверное поэтому купола Успенского собора так ослепительно горят в солнечных лучах.
Внутренне убранство собора пышное и торжественное. Особенно иконостас. Примечательно, что иконы выполнены в манере полотен эпохи Возрождения, в отличие от традиционного в христианстве византийского стиля. Росписью занимался Павел Шильцов, чьи работы украшали многие церкви, в том числе храм Христа Спасителя в Москве.
Работы Шильцова преследует трагическая судьба. Большинство сгинула в огне пожаров и войн. Нетронутым сохранился только иконостас Успенского собора. Остальные либо уничтожены, либо разобраны на отдельные иконы.
Сегодня Успенский Собор — крупнейший православный храм Северной Европы и главный православный приход страны. Ежегодно его посещают более 500 тысяч человек, но большая их часть это все же туристы. Ведь с 19 века мало что изменилось: население Финляндии увеличилось вдвое, а доля православных все так же чуть более 1%. Плюс Скандинавия — один из самых атеистических уголков Европы.
Из 5,5 миллионов населения Финляндии почти 1/3 — атеисты. И это самый низкий показатель в этом регионе. Например, соседняя Швеция третья в списке самых не верующих стран Европы и только 23% шведов верят в Бога. Примерно такая же ситуация в Норвегии, Эстонии и Дании (которые занимают 2 и 4 строчку соответственно).
Раз собор действующий, то и посещения его абсолютно бесплатное. Традиционно во время богослужения прихожане стоят, но у стены есть пара лавочек для физически слабых людей. Уставший турист тоже может присесть отдохнуть.
Вне времени служб для посетителей огорожено небольшое пространство и к иконостасу поближе подойти нельзя. Возможно это связано с тем, что в храме частенько совершались кражи.
В 2007 году была украдена икона Николая Чудотворца, а в 2010 злоумышленники выкрали одну из известных чудотворных икон — Козельщанская икона Божией Матери.
Преступников поймали, позже нашли и саму икону. Она сильно пострадала от влаги, пролежав почти год в земле. Икону отправили реставраторам в Валаамский монастырь, но восстановить ее полностью мастерам не удалось. Пропал и драгоценный оклад, украшенный жемчугом. Сейчас в храме икона висит в копии утраченного оформления.
Чудотворную икону можно увидеть у левой стороны храма. В окладе находятся крестики и другие драгоценности, которые оставили верующие в благодарность за исцеление.
Надеюсь статья была интересной. Подписывайтесь на канал.
Будем путешествовать вместе! 😊
Ну и если оставите комментарий или 👍, автору будет очень приятно.