Найти тему
Роман Апрелев

Прощальный фильм Михаила Швейцера

В 1993 году вышла последняя киноработа выдающегося режиссера Михаила Швейцера - с постоянным соавтором Софьей Милькиной. Фильм получил несколько фамильярное название “Послушай, Феллини!..” По сути это моноспектакль с Людмилой Гурченко в главной роли.

Кадр из фильма “Послушай, Феллини!..”
Кадр из фильма “Послушай, Феллини!..”

Не особо молодая актриса Вера записывает на видео кинопробу, мечтая сыграть у итальянского маэстро. В том же 1993 году Феллини умер. Да и вообще это было время, когда многие русские фильмы выходили в никуда. Проката не было. Оставались надежды на телевизионный эфир да на видеокассеты. Но куда там тягаться авторскому кинематографу с Ван Даммом и Джеки Чаном?

Швейцер и Милькина адаптировали пьесу Евгения Козловского конкретно под Гурченко. Монолог ее героини наполнен деталями из судьбы самой актрисы. Так что получается своеобразная исповедь. Столь откровенно человек может говорить лишь сам с собой или с Богом. То есть с идеальным слушателем, который полностью поймет высказывающегося. В мире кино таким авторитетом обладал, вероятно, лишь Феллини, поэтому не случайно вынесение его фамилии в название. Примерно в те же годы ведь появилась песня Любови Успенской: “Где вы, маэстро Феллини? Как вас в толпе отыскать? В будущей вашей картине я бы хотела сыграть”.

Кадр из фильма “Послушай, Феллини!..”
Кадр из фильма “Послушай, Феллини!..”

Лишь в самом конце появятся еще три эпизодических персонажа, от одного из которых мы и узнаем судьбу этой кинопробы. Феллини просто забыл кассету в такси. Замечательны реплики, которыми “работяги” характеризуют увиденное. Они бы американский боевик лучше посмотрели.

Кадр из фильма “Послушай, Феллини!..”
Кадр из фильма “Послушай, Феллини!..”

Вообще в тексте, который озвучивает Гурченко, много злободневного. Тогда считывалось больше, но и сейчас можно распознать некоторые отсылки. Так, Вера признается, что у нее муж младше ее и добавляет, что это сейчас модно. Такой привет Алле Пугачевой (тогда еще по поводу не Галкина, а предыдущего, как его там, впрочем, ну его). Или акцентированно звучит словечко Жириновского “однозначно”.

Такие моноспектакли - это всегда зрелище на любителя. Поклонникам Гурченко посмотреть стоит. Однозначно. Остальные могут и пропустить.

Читайте также: Фильм, в котором впервые прозвучала музыка из программы “Время”