Найти тему

Как курганский внедорожник решили с краном скрестить и что в итоге получилось

Крах социалистической системы, а вместе с ней и плановой экономики дал промышленным предприятиям бывшего #СССР "долгожданную свободу". Одномоментно ставшие независимыми, заводы пытались встроиться в рыночную экономику (правда, никто толком не знал, что это такое). Теперь каждый выживал сам. Поддержки в лице головных министерств больше не было. Всем руководил дикий, только начинавший формироваться рынок.

Российское краностроение, невзирая на все трудности переходного периода от социалистического строя к капиталистическому, продолжало выпускать краны, хотя и в гораздо меньших объемах, а также разрабатывало новые модели. Не стал исключением и завод "Автокран" (ранее – Ивановский #завод автомобильных кранов). В эпоху плановой экономики номенклатуру выпускаемой продукции определяло головное министерство – Минстройдормаш. Перед распадом СССР завод "Автокран" производил для народного хозяйства автомобильные краны одного типоразмера – грузоподъемностью 14 т на шасси МАЗ-5334 и МАЗ-5337. На тот момент они были самыми массовыми. Также завод выпускал краны для армии грузоподъемностью 6,3 т и 10 т. С приходом рыночных отношений #Автокран, став самостоятельным предприятием, "засучив рукава" взялся за расширение модельного ряда.

В числе одной из первых постсоветских моделей, за работу над которой ивановские конструкторы взялись в начале 90-х годов, стал гидравлический автокран КС-6973. Первоначально проектом была ему была определена грузоподъемность в 40 т. Базовое шасси для него разработал Курганский завод колесных тягачей, специализировавшийся на производстве тяжелых многоосных полноприводных машин для армии. Специальное трехосное крановое шасси КЗКТ-7926 "Русич" с колесной формулой 6х6 оснащалось низкопосаженной кабиной. Провод осуществлялся от дизельного двигателя ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с.

Проект 40-тонного крана КС-6973 на полноприводном шасси КЗКТ-7926
Проект 40-тонного крана КС-6973 на полноприводном шасси КЗКТ-7926

В процессе разработки удалось поднять грузовысотные характеристики, и первый образец крана КС-6973 "Ивановец" на шасси КЗКТ-7926 "Русич", появившийся в 1996 году, имел уже грузоподъемность 50 т. #Машина получила телескопическую четырехсекционную стрелу длиной 30,9 м и дополнительно могла оснащаться гуськом длиной 9/15 м. Механизм выдвижения секций стрелы состоял из двух длинноходовых гидроцилиндров и полиспаста. С целью увеличения опорного контура, размеры которого непосредственно влияли на грузовысотные характеристики, передние и задние балки телескопических опор были максимально разнесены: передние размещались перед передней осью шасси, задние – позади задней оси.

Опытный 50-тонный кран КС-6973 "Ивановец" на шасси КЗКТ-7926 "Русич"
Опытный 50-тонный кран КС-6973 "Ивановец" на шасси КЗКТ-7926 "Русич"

При своих очевидных преимуществах – повышенной проходимости и малом радиусе поворота – шасси КЗКТ-7926 было негабаритным и перетяжеленным, его ширина составляла 2880 мм, а масса (вместе с крановым оборудованием) – 42,6 т.

В 1996 году кран КС-6973 широко рекламировался на ряде специализированных выставок, однако в серию так и не пошел. Единственный опытный образец этого крана закончил свою жизнь на задворках завода "Автокран". Шасси КЗКТ-7926 "Русич" тоже было изготовлено в единственном экземпляре.

Справедливости ради надо отметить, что шасси КЗКТ-7926 "Русич" планировалось использовать для 50-тонника КС-6979 Камышинского кранового завода. Однако "Русич" на тот момент существовал лишь в проекте. Да и сам кран на этом шасси так и остался только на бумаге.

В итоге 50-тонный кран "Ивановец" скрестили с серийным специальным шасси автомобильного типа МЗКТ-6923 с колесной формулой 8х4. Оно хоть и не обладало высокой проходимостью, зато вписывалось в разрешенные 2500 мм по ширине и весило на 5,5 т меньше (37,1 т). Производство этого шасси было освоено Минским заводом колесных тягачей на волне конверсии, ставшей следствием спада военных заказов. Его главным отличием от привычных автомобильных шасси было то, что ходовая рама шасси являлась одновременно опорной рамой крана. Таким образом поворотная рама крана монтировалась сразу на раму шасси, без применения традиционной для автомобильных шасси накладной неповоротной рамы.

Серийный кран КС-6973А  "Ивановец" грузоподъемностью 50 т на шасси МЗКТ-6923
Серийный кран КС-6973А "Ивановец" грузоподъемностью 50 т на шасси МЗКТ-6923

У шасси МЗКТ-6923 была низко посаженная кабина. Два передних управляемых неведущих моста имели зависимую подвеску на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Два задних ведущих моста имели балансирную (неподрессоренную) подвеску. Гидравлически выдвижные балки выносных опор располагались между 1-й и 2-й осями и позади 4-й оси. Дизельный двигатель ЯМЗ-238Д развивал мощность 330 л.с. В 1998 году кран КС-6973А на шасси МЗКТ-6923 был поставлен на серийное производство. По сравнению с опытным образцом крановая установка практически не претерпела изменений.

Для потребностей нефтегазодобывающей отрасли завод "Автокран" в 2001 году начал выпуск 50-тонных кранов высокой проходимости КС-6973Б. Это был первый серийный отечественный внедорожный автокран грузоподъемностью 50 т. Кран устанавливался на 400-сильное шасси БАЗ-69098 с колесной формулой 8х8, с независимой торсионной подвеской всех колес и широкопрофильными шинами с регулируемым давлением. Специальное крановое шасси было разработано совместно с Брянским заводом колесных тягачей. Крановая установка на полноприводной модели использовалось та же, что и на КС-6973А, однако на КС-6973Б передние опоры были не выдвижными, а поворотными.

Внедорожный автокран КС-6973Б "Ивановец" грузоподъемностью 50 т на шасси БАЗ-69098
Внедорожный автокран КС-6973Б "Ивановец" грузоподъемностью 50 т на шасси БАЗ-69098

Производство 50-тонников продолжалось на "Автокране" вплоть до 2006 года, после чего было передано на завод "Газпром-кран", входивший в ту пору в единый холдинг с ивановским заводом. Всего Иваново было собрано порядка 90 единиц 50-тонных автокранов.

Поделитесь своим мнением. Что думаете о российском краностроении в целом и о 50-тонниках в частности. Может где-то еще есть настоящие 50-тонные ивановские "Ивановцы" (не камышинские)? Кто-то из вас работал на этих кранах?

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Авто
5,66 млн интересуются