В своей серии романов Дмитрий Емец обращается к разным литературным произведениям: русской и зарубежной классике, отечественным и античным мифам.
Многие из этих параллелей легко считываются. Но моей любимой всегда была параллель с романом «Мастер и Маргарита».
В чем же Емец вдохновлялся Булгаковым?
Та самая квартира
Серия романов о Мефодии Буслаева начинается с того, что нам рассказывается о необычном мальчике, который в день своего рождения получил небывалую мощь.
Теперь его мистическое образование - самая важная вещь для потусторонних сил.
Для этого (получения образования) подыскивается специальное место. Им оказывается Большая Дмитровка, 13.
В принципе, уже сам номер дома указывает на его определенную связь с мистикой.
Но это не все. Дело в том, что у дома непростая история. На уцелевшем фундаменте после пожара 1812 года был построен сам дом.
Но вот только в нем никто не задерживался: в меблированных комнатах постоянно случались скандалы, заканчивающиеся драками и гибелью постояльцев; в магазине, в который в дальнейшем превратился первый этаж, торговали запрещенкой.
И так продолжалось до тех пор, пока в игру не вступили мистические двое (Арей и Лигул).
Примерно то же самое происходило и с Нехорошей квартирой на Большой Садовой, 302-бис, 50.
В ней исчезают жильцы, соседи рассказывают невероятные истории о квартире, а после из нее исчезают и жены Берлиоза и Лиходеева.
И так происходит до того момента, пока в квартире не поселяется Воланд и его свита.
Таким образом оба места, явно важные для оккультных сил романов, имеют плохую историю, в них никто не задерживается из простых смертных, и они ждут своих страшных хозяев.
Пропадающие люди
В обоих местах пропадают люди.
Стоит только кому-то из смертных бросить вызов жильцам дома, как его постигает самое страшное наказание.
Так было с бароном Майгелем, шпионом, явившемся на бал Воланда. Он был застрелен Азазелло.
В серии о Мефодии Буслаеве место на Большой Дмитровке пытается себе забрать предприниматель. Когда же это у него не выходит, он совершает облаву на офис. Погибает от собственной пули в результате перестрелки.
Демоны, вмешивающиеся в личные дела
В романе «Мастер и Маргарита» Бегемот и Коровьев (он же Фагот) активно вмешиваются в жизнь других людей, что приводит к ужасным последствиям (для людей, конечно).
Вспомните только, какую шутку сотворил с Никанором Ивановичем Босым Фагот: дал взятку в рублях, а потом позвонил чекистам и предложил им обыскать квартиру управдома.
При обыске вместо рублей были найдены доллары.
А сцена в "Варьете"? Демоны умело играют на слабости людей. Но только людям это на пользу не идет.
То же самое происходит и в серии о Буслаеве.
Только тут роль мистических вредителей несут комиссионеры (самый известный - Тухломон) и суккубы.
Они соблазняют, обманывают, пугают людей. И все для того, чтобы забрать у них самое ценное - эйдос (душа по мифологии мира Емца).
Воланд - комиссионер
Ну и последнее.
В серии о Буслаеве, к слову, упоминается и сам роман "Мастер и Маргарита", правда, весьма опосредованно.
Эпиграфом к одной из глав романа является запись Арея, где он рассуждает о романе и говорит, что "Мастер и Маргарита" важны для сил зла, т.к. романтизирует образ.
В частности, в этом письме он упоминает Воланда и говорит, что этот персонаж на самом деле никакой не глава Канцелярии мрака, а самый обыкновенный комиссионер (мелкая сошка, слуга мрака, что-то вроде мелкого божка-вредителя по мифологии Емца).
Любите роман "Мастер и Маргарита"? Нравится ли вам серия о Мефодии Буслаеве? Заметили еще какие-нибудь параллели между двумя текстами?
Если статья была интересна, предлагаю вашему вниманию: