Найти тему
Андрей Ч.

Матушка о своей жизни на Крайнем Севере!

Пути Господни неисповедимы! И слава Богу!

Если бы кто 10 лет назад сказал отцу Андрею (иерею Андрею Сопельнику), настоятелю храма Святаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна маленького села Чумикан на севере Хабаровского края, что он скоро станет иереем, священником, он бы и сам не поверил.

Гвардии полковник, сапер, отдавший свои лучшие годы советской, российской армии, он собирался, скорее, стать генералом. Занимал пост замначальника инженерной службы армии и очень редко ходил в храм, храня Бога в тайных уголках души.

Семья – домашняя церковь

Еще курсантом он начал задумываться о смысле жизни. А произошедший с ним на разминировании случай круто повернул его жизнь и дал почувствовать, что Господь ближе, чем воздух, которым мы дышим …

Вся его семья состояла из военнослужащих. Дедушка по отцу - родом с Атамани, из славного рода атамана Шкуро. Прадедушка Михайло Голуб погиб при героической обороне Севастополя в 1855 году. Про прапрапрадедушку вообще ходили легенды. Говорили, что он взял «на саблю турецкую княжну», которая стала его женой.

В конце 5 курса военного училища Андрей Сопельник вместе с руководителем курса и еще несколькими курсантами написал рапорт с просьбой отправки в Демократическую Республику Афганистан на разминирование. Группа разминирования – это те, про которых говорят «без права на ошибку».

Судя по наградам, таких «прав» случалось у отца Андрея много. Он не любит об этом говорить. Отшучивается: «Всем давали тогда ордена за ранения, у меня две контузии – два ордена». А если серьезно, то отец Андрей говорит: «Свои ордена я поменял на священнический крест, дороже его у меня награды нет и не будет».

И все же первые зерна Веры в Бога были посеяны в детстве.

«Я еще был маленьким, жили мы в Богородицке. Бабушки-соседки давали мне леденцы – петушки за то, чтобы я отнес их корзинки с пасхами и яйцами в церковь на освящение. Три километра туда, три оттуда. Приду, бывало, до службы в церковь, - рассказывает батюшка, и все его лицо освещается улыбкой, - Батюшка меня, пятилетнего, положит на лавку в храме, и я сплю там до конца службы. А потом весь соплями и слезами изойду, пока эти 5 корзинок по очереди, короткими перебежками до дома дотащу. Душа, она у всех по природе христианка. Видно, глубоко во мне засело детское впечатление о красоте пасхальной службы, что я потом выбрал священнический путь».

В семье отца Андрея дед по материнской линии - протодьякон Козьма Степанович Холодков. Был убит большевиками в 30-х годах. Крепко, наверное,  молился прадедушка, чтобы лодка спасения их семьи досталась его правнуку для молитвы за всех живых и ушедших родственников. И Господь услышал, видно, его молитвы. Стал офицер в запасе теперь священником.

Господи, помилуй!

В тот памятный для него день на разминировании произошел подрыв. Рядом разорвалась противопехотная мина, он лишь успел отвернуться и, падая на землю, прошептал: «Господи, помилуй». Как сапер, по силе взрыва он понимал, что это - последние секунды его жизни. Но у Господа свои резоны, и старший лейтенант Андрей Сопельник оказался в мертвой зоне. Произошло чудо: на нем не было ни одной царапины, кроме легкой контузии. Так он почувствовал рядом Бога!

Развал в 90-е годы армии и флота, когда по полгода не платили военное довольствие, всеобщая разруха и воровство привели к тому, что солдаты не доедали, кормили их просто ужасно. Объезжая с инспекцией воинские части подполковник Андрей Сопельник не раз такое видел. И в очередной раз обнаружив, не выдержал, разукрасил физиономию её начальнику. Потом было разбирательство, чин тот в результате был наказан, но подполковник Сопельник решил уволиться из армии. Его уговаривали остаться. Повысили до полковника, но он принял другое решение.

Военный пенсионер, полковник запаса Андрей Сопельник оказался на перепутье дорог в 2000 году. По знакомству устроился работать в мостостроительную компанию, которая строила дорогу в монастырь Оптина пустынь под Козельском. В ходе работ новоиспеченному инженеру Сопельнику пришлось столкнуться с проблемой: стапель моста за ночь размывало. Все технологии соблюдались, но опора наполовину уходила в подземный ручей. Перебрали все варианты источника проблемы, ее решения, но все возвращалось на круги своя.

Вдруг, в один прекрасный и солнечный день, стоя в раздумьях у строящегося моста, Андрей увидел маленького седобородого старичка, который внимательно наблюдал за всем. Дедушка подошел к нему и тихо сказал: «А молиться пробовал? Помолись, поможет». Тогда Андрей подумал, что дедуля от старости блажит. А батюшка Иллий, это был он - сегодняшний духовник Патриарха схиархимандрит Иллий (Ноздрин),  стал просто, обращаясь как к своему родному отцу, молиться Господу.

Андрей Сопельник мысленно присоединился к старцу. На следующий день утром все с удивлением увидели, что стапель перестало размывать, хляби и подземного ручья как не бывало. Можно ставить следующую опору. Разве это не настоящее чудо Господне?

Улучив свободную минутку, Андрей стал приходить в монастырь неподалеку и незаметно для себя понял, что его дорога - в монастырь.

Всё шло к тому, чтобы он стал монахом, но духовник несколько лет подряд на это благословения не давал. Отец Андрей заканчивал 4-й курс семинарии. Ему пора было определиться со своим будущим. А старец Иллий не благословлял постриг своему послушнику.

Пути Господни неисповедимы…

Я в то время тоже хотела стать монахиней. В миру меня почти ничего не держало. Как-то я приехала в Клыково, в монастырь. Огромная очередь облепила маленький домик отца Ефрема, в котором остановился старец, батюшка Иллий. А мне хотелось задать всего лишь один вопрос о своей дальнейшей жизни и взять благословение.

Батюшка Иллий, стоявший на крылечке домика, вдруг повернулся в мою сторону и сказал: «Иди, иди поближе. У тебя ко мне вопрос есть?». Меня взяла оторопь, я даже сразу не смогла сдвинуться с места. Откуда он узнал? Когда я подошла, то в ответ на свой вопрос услышала от батюшки, что монахиней мне долго еще не быть, а стану я женой священника.

Старец духовным зрением за много лет до нашей встречи с моим мужем о.Андреем провидел Божью волю о нас. Через четыре года после этого он меня отправил на послушание на подворье монастыря, где был послушником Андрей.

К старцу мы приехали просить благословения на монашество в очередной раз в апреле 2012 г. Вместе с Андреем на тот момент мы уже полтора года восстанавливали храм Спаса Нерукотворного в Орловской области по его благословению. Вернее, я приезжала раз в неделю, привозила стройматериалы и пожертвования, а он с двумя трудниками там жил постоянно.

Батюшка Иллий выслушал желание Андрея поехать послушником на Афон и тихо сказал, легонько постучавши по лбу послушника Андрея сухонькой ладошкой: «Венчайтесь с Натальей, стройте храм, молитесь вместе в этом храме. Там тебе и Афон, и монастырь будут». Конечно, мы с ним  любили друг друга, хотя в этом не хотели признаваться даже самим себе. Вслух говорили о монашестве и искренне верили тогда, что это для нас единственный верный путь к спасению души.

Пути Господни неисповедимы. Как он соединяет два одиночества - знает только он

Наше знакомство с батюшкой Андреем, моим мужем, началось с того, что я приехала в монастырь, где он проходил послушание, из Оптиной пустыни поздно вечером в начале декабря. В храме шла служба. Читали шестопсалмие. И я,  протопав через весь храм, пришла к аналою и потом стала прикладываться ко всем по очереди иконам. Вдруг меня послушник Андрей, а это был он,  аккуратно взяв за локоток, вывел оттуда, сказав при этом, что шестопсалмие - плач Адама и ходить по храму не благословлено. Его зеленые глаза при этом задорно смеялись.

Человек предполагает, а Бог располагает. Батюшка Иллий вскоре опять  дал мне поручение в этот монастырь. Приехала я туда под конец  праздничной службы Благовещения Пресвятой Богородицы. Открыв дверь в храм, я сразу столкнулась с прямым взглядом послушника Андрея, в котором сквозила неподдельная радость встречи со мной. В тот момент, увидев его глаза, я не знаю как, для себя поняла, что он и есть тот единственный, о котором мне когда-то говорил батюшка Иллий, хотя и не знала о нем еще ничего.

вилась она, не прошло и полгода, – в своей веселой манере сказал Андрей, - пошли, боец, трапезничать", - добавил. И мы пошли трапезничать.

Муж меня до сих пор называет друг, товарищ, брат и боец. Наверное, из-за того, что нам столько вместе пришлось с ним пережить и сродниться за то время, когда мы восстанавливали с ним  храм в Орловской области и отбивались там от наркоманов, выращивающих недалеко от церкви коноплю и не желавших покидать такое хлебное место в заброшенном селе.

Венчались мы в Козельске в храме Богоявления Господня. После венчания около года жили в Калуге.

Батюшкин друг, иеромонах Николай (Пихота) вскоре пригласил нас в гости к себе в Хабаровск. Фильм, снятый его сыном Олегом Пихотой о строительстве Успенского монастыря в Хабаровске, поразил нас. Нам с  мужем захотелось помочь строить храм и посмотреть Дальний Восток. Да и просто отдохнуть душой. Приехали мы к старцу спросить, есть ли Божья воля, чтобы отдохнуть месяц-другой в Хабаровске. Батюшка Иллий внимательно посмотрел на нас, на минуту задумался, опустив голову (он так молится, скорее всего), и сказал: «Езжайте - это близко и людей много. Как у Христа за пазухой, у митрополита Игнатия будете». Батюшка Андрей долго не мог понять, о чем ему говорил тогда духовник.

Хабаровск на краю земли, какие там люди? Там медведи по улицам ходят и тигры бегают. Сейчас мы знаем, как сильно ошибались.

Это теперь нам стали понятны слова старца, что близко - это до спасения души. Что людей много – это то, что в храм здесь их ходит больше, чем в некоторые церкви в центре Калуги. Мне же старец сказал, чтобы ехала вместе с мужем. Так и сказал: «Без матушки нет батюшки. Езжай вместе с ним насовсем. Там вместе спасаться будете».

Мы с Андреем, не взяв ничего кроме одежды, поехали на Дальний Восток в апреле 2013-го. В Хабаровске владыка Игнатий нас не оставил строить монастырь. Ему, как оказалось, не строители были нужны, а священники. Благословил он нас сразу в Николаевск-на-Амуре. Туда с двумя чемоданами и белым котом мы и приехали. Люди здесь оказались такими душевными и добрыми, что в течение трех дней нам в пустую 4-комнатную квартиру принесли все, что необходимо.

Хиротония отца Андрея в священники состоялась в Хабаровске, рукоположил его митрополит Игнатий в иереи 1 сентября 2013 года, как и провидел отец Иллий несколько лет назад.

Очень часто дома, после служб в Николаевске-на-Амуре батюшка Андрей читал вслух книги о святителе Иннокентии - митрополите Московском, подвизавшемся на Аляске и на побережье Охотского моря. Он очень им восхищался, говорил, что это настоящий пастырь и подвижник и хотел бы тоже служить где-нибудь на «северах». Господь его услышал, и батюшку Андрея назначили в самый дальний северный поселок в епархии.

У Христа за пазухой

Здесь, на крошечном пятачке земли, на берегу Охотского моря отец Андрей (иерей Андрей Сопельник) теперь несет свое пастырское служение.

Половина местного населения Тугуро-Чумиканского района - эвенки. Часто батюшка сталкивается с тем, что родители, особенно отцы, стараются крестить только детей, сами отказываются. Они это объясняют тем, что их тунгусский бог не пустит их в тайгу охотиться после крещения.

Отец Андрей с удивительной кротостью, любовью и пастырским словом учит их жить во Христе. Объясняет, что грех на любом языке грех. Грех на русском или, как он говорит, «адекит» на эвенкийском – звучит одинаково смрадно. А Бог у нас один и нас всех без национальности он любит.

Почти все теперешние наши прихожане сами состояли в евангелистской организации пятидесятников до их прихода в православный храм. К пониманию того, что вера, исповедуемая пятидесятниками, не в полной мере спасительна для их души, Господь привел их еще задолго до приезда батюшки Андрея.

В 2007 году районные власти начали строить церковь. В недостроенный холодный храм без полов стали ходить молиться прихожане после того, как ушли от пятидесятников.

Достраивает храм теперь отец Андрей. Не только здание, но и духовное устроение прихожан старается поменять, научить их настоящей православной вере. По приезде в 2014 году батюшка занялся внутренним убранством храма и утеплением. Приобрел на средства московских и калужских благодетелей церковную утварь и колокола.

Заботы о своем собственном жилье он оставил на потом.

Первую зиму в храме было очень холодно. Температура внутри доходила до минус 28С. Бабушки наши отрывали дома от стульев сиденья, приносили их в храм и становились на них в валенках, чтобы не отморозить во время службы ноги. Батюшке всегда молитва помогала. Он в любой мороз служил только в одном облачении. Руки его всегда были теплыми. Многие прихожане, подходя под благословение и чувствуя теплоту его рук, этому удивлялись.

Службы в храме были по 4 раза в неделю, и никто из прихожан до конца службы никогда не уходил. Господь за такое смирение и терпение приход вознаградил. В храме очень много святынь, подаренных батюшке его духовными наставниками из монастырей Калужской области. А недавно Господь явил чудо. Миро красного цвета, благоухающее лилиями,  явил Он в лампадах на семисвечнике алтаря. Много исцелений произошло после помазывания этим миром и в Чумикане, и в Хабаровске.

Батюшка Андрей, неся свой пастырский крест, объезжает отдаленные поселки, в которые добраться можно только вертолетом или летом на лодке.

Побывав в с. Тугур в 2015 году, что в 400 км от Чумикана, он познакомился с парнем - участником военных действий в Чечне. Батюшек в Тугуре отродясь не видели, и отец Андрей в первый свой приезд за 2 недели окрестил около сотни человек. Мужчина, о котором идет речь, немного злоупотреблял в то время спиртным и часто скандалил с женой. Знакомство с батюшкой пошло ему на пользу. И теперь в с. Тугур строится новый храм. А главный строитель – он!

Недавно, когда у этого раба Божьего обнаружили страшную болезнь, Господь за его труды наградил его исцелением. Непостижимо, какими путями Господь приводит к батюшке Андрею хороших людей, желающих быть в храме и жить с Богом.

Невозможно забыть, как появился у нас наш теперешний староста храма. Совсем еще молодой мужчина до 40 лет, много пережил в жизни, узнал тяготы заключения. Тяжело больной, он пришел в храм с последней надеждой на Бога. Тяжелейший недуг после общей молитвы отступил, и теперь он очень много помогает батюшке и храму, во всем подставляя дружеское плечо.

В планах у батюшки - строительство храма в верховьях горной реки Уды в с. Удское, что в 100 км от Чумикана. В этом году в нашем храме появилась частица мощей св. Николая Чудотворца. Теперь там с Божьей помощью будет построен храм в его честь. Благодетели уже подарили приходу проекты для постройки этих двух храмов.

В своих поездках по району за два года отец Андрей окрестил около 300 человек. В школах проводил беседы с показом фильмов на православную тематику, отвечал на вопросы людей на улицах, совершал литургии и отправлял требы.

Сейчас он с одной прихожанкой занимается переводом молитвослова с русского на эвенкийский язык. Местные жители, правда, говорят, что они давно думают и говорят на русском языке. Но батюшка считает, что нельзя отрываться от своих корней и думать надо на языке народа, среди которого родился.

Наш настоятель всегда подчеркивает, что воспитывать веру в Бога надо с пеленок. Печется батюшка и о православном образовании детей и молодежи в нашем селе. В этом году здесь будет открыта первая на Охотском побережье за последние 100 лет воскресная школа. Спасибо районным властям, они приходу очень во всем помогают.

Улица в разных городах, куда переезжали родители отца Андрея по долгу службы, воспитывала отпрыска из военной семьи. После очередной драки с обидчиками он стал заниматься боксом. Бокс не только научил его защищать свою жизнь, но и концентрировать внимание и силы. Вот и сейчас у батюшки в планах организация при воскресной приходской школе секции бокса для досуга трудных подростков в с. Чумикан.

В заботе о храме батюшка совсем не думает о личном благополучии. Главное  - в храме теперь и зимой тепло. А дом, в котором он живет, иначе как развалюхой не назовешь. Вытопленная печь почти не дает тепла. Через 2 часа холодно, как в подвале. Много картошки, которую он сам вырастил, померзло прямо на полу в зале, потому что в подвале не было спасения от крыс. Дрова рубит он сам и сам воду носит, сам просфорки печет. Доходы в приходе никакие. Поэтому живет наша семья и содержит храм на его военную пенсию и мою зарплату. Мне пришлось пойти работать главным редактором местной газеты «Советский Север», чтобы наша семья не голодала и было на что ладан со свечами для храма купить.

Совсем недавно и я бы не поверила, что смогу уехать из центра России за мужем на Дальний Восток. Что  буду с ним в буран по огромным 2-метровым сугробам, держась за нашу огромную собаку Мухтара, ходить по выходным дням в храм, причем в брюках, потому что в длинной юбке, как положено матушке, по большому снегу не пройдешь, а если провалишься в сугроб, без посторонней помощи оттуда можно только выползти. Не думала я, что мне придется самой петь на клиросе и шить облачения и т.д. До сих пор не верю, что со мной это произошло. Но ни о чем не жалею. Поселок наш северный стал мне родным.

Главным качеством своего мужа считаю его самопожертвование в его служении Богу и людям, готовность в любую минуту и в любую погоду идти, куда позовут на требы, и нестяжательность. Никогда не берет наш батюшка денег за крещение детей, а также запретил всем ходить с кружкой для сбора денег по храму. Он считает, что Господь всем сам управит.

Сам батюшка в свободное от служб и треб время ходит ловить навагу и корюшку. А потом раздает ее приходским бабушкам бесплатно. Ходил он этим летом за клюквой, голубикой, брусникой и морошкой. Один раз нарвался на медведя, когда пошел в Неран за грибами. Его спасла наша собака Мухтар – стокилограммовая кавказская овчарка. Он так резво кинулся на медведя, что косолапый испугался и бросился в противоположную сторону. Пес у нас такой же добрый, как и хозяин, настоящая огромная меховая варежка. Его, трехлапого, с искалеченной с детства ногой, батюшка подобрал в Удском, чтобы местные охотники не убили. Суровая жизнь – суровые законы. Собак, не пригодных к охоте, здесь, чтобы зря не кормить, «приговаривают».

Наша домашняя церковь

Не для того, чтобы идеализировать портрет нашего героя, я писала этот очерк. Просто больно видеть, как в нашей стране разрушается институт семьи. Понятия «семья», «брак» подменяются ложными понятиями «пробная семья», «гражданский брак». Они не дают ни социальных, ни юридических гарантий участникам этой игры в подобие семьи. Попирается значение супружеского взаимоуважения, разрушаются многовековые устои, на которых зиждилась православная семья.

Венчание многими теперь воспринимается не как соединение рук и сердец Богом на небесах, а как некий акт гражданского состояния, приложение к регистрации в загсе. К чему придет страна, идущая таким путем?

Общая супружеская молитва друг за друга после венчания способна сдвинуть горы, поверьте мне. В такой семье супруги всегда чувствуют постоянную поддержку любимого и помощь Всевышнего. У нас с батюшкой, конечно, иногда бывают небольшие разногласия, но мы всегда объединены общей целью служения и любви к Богу. Дружба между нами до венчания создала основу нашего семейного союза. Современная молодежь, начиная свою семейную жизнь с пробного брака, иногда через несколько дней после знакомства, не успевает узнать друг друга. Отсюда все разочарования и разрывы в дальнейшем.

Трудности нас с мужем здесь не пугают. Они, как мне кажется, только закаляют наш союз.

"Семья – вот та благотворная среда, где создается будущее общество. Поэтому мы все, - говорит батюшка Андрей на проповеди, -  должны заботиться об укреплении семейных традиций, сохранении тепла домашнего очага и воспитании наших детей".

Стержень веры в отце Андрее очень крепок. Батюшка Иллий, благословляя нас на венчание, сказал: «Семья – это домашняя церковь. Там муж священник, а жена – дьякон. Храм этот надо беречь. И детей воспитывать в вере и общей молитве».

Все наши прихожане - родные дети, даже роднее, чем бывают кровные. «До конца своих дней я буду молиться, - с очень серьезным выражением лица всегда говорит отец Андрей, - и нести ответственность за них перед Богом».

Матушка Наталья (Сопельник)

Продолжение:

Фото из семейного архива

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10