Найти тему
Люблю историю!

Разбор заданий 13-14 ЕГЭ-2024 по истории

Добрый день, дорогие читатели!

В этой статье мы приступаем к разбору заданий 2 части ЕГЭ-2024 по истории. И первые два задания - это задания по историческому источнику №№ 13 и 14. Оба задания дают максимально по 2 первичных балла.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

В задании 13 потребуется ответить на 3 вопроса. Все вопросы предполагают краткий, точный ответ.

Оценивание:

  • 2 первичных балла - 3 правильных ответа;
  • 1 первичный балл - 2 правильных ответа;
  • 0 первичных баллов - 0 или 1 правильных ответов.

В задании 14 нужно указать 3 элемента, прямо содержащиеся в тексте.

Оценивание:

  • 2 первичных балла - указаны 3 элемента;
  • 1 первичный балл - указаны 2 элемента;
  • 0 первичных балла - указано 0 или 1 элемент.

✅РАЗБОР ЗАДАНИЙ

☑ Текст № 1

"Все, что предстояло «решить» на соборе, было давно решено <имя правителя> и его ближними боярами. Но соборный приговор придавал решению авторитет «всей земли»… После обедни в Покровском соборе царь с придворными и духовенством прошествовали в Грановитую палату, где собрались выборные. Заседание последнего в отечественной истории Земского собора открылось чтением о «неправдах» польских королей и челобитной Запорожского войска о подданстве.

Основная идея этого послания к собору была не нова: во всем виновата польская сторона, нарушившая все, что только можно нарушить. На вооружение были взяты доводы, некогда выпестованные украинскими книжниками: о неотъемлемых, коренных правах утесненного «русского народа». Правда, московское политическое сознание сузило толкование этих прав до прав религиозных. В интерпретации авторов письма Ян Казимир при своем избрании присягал «на свободе разнствующих христианских вероисповеданий» и заранее освобождал от клятвы подданных в случае нарушения их прав. Клятву король нарушил. Запорожское войско обрело свободу и право выбора нового государя. <Имя правителя> внял слезному челобитью единоверцев и принял казаков под свою опеку.

После чтения царского письма все сословия и чины «высказали» свои мнения с той долей торжественности, которая отвечала моменту. Духовенство воззвало к защите православной веры. Следом и бояре заскорбели о гонимом православии. Было добавлено, что промедление может принудить Запорожское войско податься под покровительство «бусурманских государей». С боярами оказались в единодушии все остальные выборные. По традиции дворяне объявили о своей готовности биться «за государеву честь», а торговые люди чинить «вспоможенья». Тут же последовал и вывод: «Войну весть, а терпеть больше того нельзя». Приговор заканчивался прошением всех чинов Московского государства ко второму Романову принять под свою высокую руку Украину".

Задание 13.

Назовите имя правителя, дважды пропущенное в отрывке. Укажите год проведения Земского собора, о котором говорится в отрывке. Укажите название перемирия с Польшей, завершившего войну, о начале которой говорится в тексте.

Задание 14.

Как автор характеризует основную идею послания Земскому собору? Какую клятву, с точки зрения авторов послания, нарушил Ян Казимир? В чем участники Земского собора видели опасность промедления в принятии запорожских казаков в российское подданство?

☑ Текст № 2

«Мятеж генерала Корнилова подавлен. Но велика смута, внесённая им в ряды армии и страны. И снова велика опасность, угрожающая судьбе Родины и её свободе. Считая нужным положить предел внешней неопределённости государственного строя, памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании, Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику. Срочная необходимость принятия немедленных и решительных мер для восстановления потрясённого государственного порядка побудила Временное правительство передать полноту своей власти по управлению пяти лицам из его состава во главе с министром-председателем. Временное правительство своей главной задачей считает восстановление государственного порядка и боеспособности армии. Убеждённое в том, что только сосредоточение всех живых сил страны может вывести Родину из того тяжёлого положения, в котором она находится, Временное правительство будет стремиться к расширению своего состава путём привлечения в свои ряды представителей всех тех элементов, кто вечные и общие интересы Родины ставит выше временных и частных интересов отдельных партий или классов. Временное правительство не сомневается в том, что эта задача будет им исполнена в течение ближайших дней».

Задание 13

Укажите месяц принятия данного обращения. Назовите председателя Временного правительства в период времени, о котором говорится в отрывке. Как назывался упомянутый в тексте чрезвычайный орган из пяти лиц во главе с министром-председателем?

Задание 14

Как в обращении обосновывается провозглашение России республикой? Что выдвигается в качестве главной задачи Временного правительства в обращении? Как в обращении характеризуются элементы, на которые Временное правительство ориентируется в расширении своего состава?

ОТВЕТЫ

С.В. Иванов. Земский собор
С.В. Иванов. Земский собор

К тексту № 1

Задание 13

  • имя правителя - Алексей Михайлович;
  • год Земского собора - 1653;
  • название перемирия с Польшей - Андрусовское.

Задание 14

  • основная идея послания Земскому собору: "во всем виновата польская сторона, нарушившая все, что только можно нарушить".
  • Ян Казимир при своем избрании присягал «на свободе разнствующих христианских вероисповеданий», но нарушил эту свободу вероисповедания.
  • опасность промедления они видели в том, что Запорожское войско может податься под покровительство «бусурманских государей».
А.Ф. Керенский
А.Ф. Керенский

К тексту № 2

Задание 13

месяц - сентябрь;

председатель Временного правительства - А.Ф. Керенский;

название чрезвычайного органа - Директория.

Задание 14

Обоснование провозглашения России республикой: "Считая нужным положить предел внешней неопределённости государственного строя, памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании...".

Главная задача - восстановление государственного порядка и боеспособности армии.

Характеристика элементов: "кто вечные и общие интересы Родины ставит выше временных и частных интересов отдельных партий или классов".

СОВЕТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 13-14

☑ Выполняя любое задание с текстом, старайтесь внимательно выделить главные мысли, найти "зацепки". О том, как искать "зацепки", мы уже подробно обсуждали в одной из статей ("Анализ исторического источника в задании 6 ЕГЭ-2023 по истории" - ссылку на нее см. в конце статьи).

"Подстраховка" в 13 задании не получится. Если, например, вы засомневаетесь, и наряду с верной позицией в тексте № 1 (Алексей Михайлович) укажете неверную (например, Михаил Федорович), то этот элемент вам не засчитают.

☑ В 14 задании важно выделять то, что требуется. Так, нужно избегать избыточного цитирования. Например, в тексте № 2, где нужно охарактеризовать элементы, на которые Временное правительство ориентируется в расширении своего состава, избыточным будет цитирование всего предложения: "Убеждённое в том, что только сосредоточение всех живых сил страны..."

☑ Обратите внимание, что в 14 задании возможна и другая ошибка - неполное цитирование. Например, выполняя задание по тексту № 2 и приводя обоснование провозглашению России республикой, можно написать: "Считая нужным положить предел внешней неопределённости государственного строя". Это будет неполный ответ, т.к. в обращении указывалось также и другое обстоятельство: "памятуя единодушное и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании".

Выполняя задание 14, вы можете как прямо цитировать текст, так и приводить формулировки близко к тексту без прямого цитирования. Прямое цитирование не является обязательным для получения баллов.

Статью подготовил автор канала "Люблю историю!" Олег Зеленский

👉Подпишитесь на канал в Телеграме и будьте в курсе всех новостей сообществ «Люблю историю!» (Дзен, ВК, YouTube)!

◾"Люблю историю!" в ВК.

◾"Люблю историю" на YouTube.

🔗СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Отвечаю на часто возникающие вопросы о моих занятиях с учениками (подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию)

Изменения в ЕГЭ-2023 по истории и обществознанию

Анализ исторического источника в задании 6 ЕГЭ-2023 по истории

Подробнее о моих занятиях по подготовке к ЕГЭ

Борьба с Наполеоном и Отечественная война 1812 года в заданиях по карте на ЕГЭ по истории

Как начать готовиться к ЕГЭ по истории? Этапы подготовки с нуля до 60 баллов

Преодолевая трудности. Этапы подготовки к ЕГЭ по истории от 60 до 80 баллов

Архитектура Московского Кремля конца XV в. - начала XVI в. для ЕГЭ