Найти в Дзене
Александр Дедушка

Кто, по словам св. Игнатия Брянчанинова, не может быть христианином?

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов

Теоретически все неверующие люди могут стать христианами, но не становятся ими. В чем загвоздка?

Мы сейчас не будем говорить о разных верах и религиях. Не будем даже говорить об убежденных атеистах.

Будем говорить о людям, которые воспитывались в христианском окружении, соприкасались с православной культурой, но христианами так и не стали.

Более того, они даже, может быть, и хотели ими стать, и какое-то время изображали христианство перед самими собой и другими, но опять же не стали христианами по сути.

В чем дело?

На это недоумение точно отвечает святитель Игнатий Брянчанинов:

«Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может быть христианином».

Три условия святителя – это как три ступеньки вниз, не пройдя которые христианином быть невозможно.

Причем, эти три ступеньки нужно пройти в своем собственном сознании, они должны стать основанием твоих убеждений, иначе ты не христианин.

Давайте последовательно их разберем.

Итак, тот, кто хочет стать христианином, должен сознавать три вещи:

· свою греховность;

· свое падение;

· свою погибель.

Увы – с каждым из этих положений у современных людей не просто большие проблемы, зачастую они просто начисто вытерты из их сознания.

Собственно, по-другому и быть не может. Ибо мы живем в мире, где все поставлено с ног на голову, и гибельные лжеценности процветают, в то время, как истинные ценности загнанны в строго охраняемые резервации.

Казалось бы – посмотри на список семи смертных грехов (гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, леность) и признай, что большинству из них ты являешься пожизненным рабом?

Но как посмотришь и тем более признаешь – если все эти грехи превозносятся всеми ртами и экранами в качестве величайших целей, к которым надо пожизненно стремиться?

Лишь немногие способны противостоять массовому, сбивающему с ног, течению толпы.

В общем, уже с первым пунктом – признанием своей греховности у большинства людей возникнут проблемы.

А услужливая психология, как настоящая проститутка греха, тут же будет сладострастно нашептывать сознанию, что нельзя создавать в себе комплекс вины, что нужно быть уверенным в себе и не поддаваться разлагающему эту уверенность религиозному шизофреническому мировоззрению.

Что тогда говорить о втором пункте – признании своего падения?

Падение – это не просто сознание греховности, это реальное совершение делом всех этих греховных побуждений.

Увы – современному человеку это уже поперек горла.

Как – признать, что сребролюбие – это твое падение в грязь, когда ты всю жизнь только и делал, что стремился к деньгам?
Или блудное падение, когда у тебя разводов больше чем пальцев на руке? А просто хождений «налево» - и счету не поддается?
Или чревоугодие – когда ты только и думаешь о том, чем бы в очередной раз порадовать свой желудок?
Или зависть – когда всю жизнь завидовал успешным и продвинутым сильнее себя?
Или тщеславие когда ты спешишь выложить в сети фото чуть не своих гениталий лишь бы получить новые лайки?
Или гордость, когда она так тебя распирает от сознания, что и тебе удалось устроиться в жизни «не хуже других»?
Или гнев, когда он уже лезет из глаз, горла и ушей у многих, только читающих «этот бред»?

Да, падение налицо – а признать его мало кто захочет. Тогда надо будет перечеркнуть собственную жизнь.

Но мы подошли к последнему пункту – признание своей погибели.

Смешно даже… Насколько это «мимо» большинства людей. Правда, это смех сквозь слезы.

Но истина остается истиной, каким бы толстым слоем грязи она ни была замалевана.

Большинство людей – это живые трупы. Они давно погибли духом, смердят своими душами, но при этом усиленно изображают жизнь перед самими собой и другими.

При этом Спаситель – тот же, что и две тысячи лет назад. Но Он, как не нужен был большинству людей тогда, так и не нужен сейчас.

Принять Христа такие люди не могут. Незачем им. Им и так хорошо в этой жизни. А то, что это не жизнь – а ее животная имитация, это их не волнует. Тем более, что это все, по их мнению, религиозные бредни.

Круг замкнулся.

Христос пришел спасать погибающих и уже погибших, а таковыми себя никто не признает.

Так совершается многократно повторяемая в истории человечества и в «истории» большинства людей трагедия неспасения.

Все тонут, но никто этого не видит. А те, кто видит, не могут ни в чем убедить невидящих.

Христос протягивает руку, но ее не просто не замечают, но еще и с презрением отталкивают назад.

Что может быть ужаснее с точки зрения конечной перспективы человеческой судьбы?

Так что еще раз вернемся к словам св. Игнатия и согласимся с ним.

Принять Христа и спасти свою душу, можно только признав три вещи: свою греховность, свое падение и свою погибель.

Для всех остальных жертва Христа будет напрасной. И как следствие этого – их жизнь тоже окажется напрасной.

Увы!..