Найти тему
Александр Дедушка

Кто, по словам св. Игнатия Брянчанинова, не может быть христианином?

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов

Теоретически все неверующие люди могут стать христианами, но не становятся ими. В чем загвоздка?

Мы сейчас не будем говорить о разных верах и религиях. Не будем даже говорить об убежденных атеистах.

Будем говорить о людям, которые воспитывались в христианском окружении, соприкасались с православной культурой, но христианами так и не стали.

Более того, они даже, может быть, и хотели ими стать, и какое-то время изображали христианство перед самими собой и другими, но опять же не стали христианами по сути.

В чем дело?

На это недоумение точно отвечает святитель Игнатий Брянчанинов:

«Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может быть христианином».

Три условия святителя – это как три ступеньки вниз, не пройдя которые христианином быть невозможно.

Причем, эти три ступеньки нужно пройти в своем собственном сознании, они должны стать основанием твоих убеждений, иначе ты не христианин.

Давайте последовательно их разберем.

Итак, тот, кто хочет стать христианином, должен сознавать три вещи:

· свою греховность;

· свое падение;

· свою погибель.

Увы – с каждым из этих положений у современных людей не просто большие проблемы, зачастую они просто начисто вытерты из их сознания.

Собственно, по-другому и быть не может. Ибо мы живем в мире, где все поставлено с ног на голову, и гибельные лжеценности процветают, в то время, как истинные ценности загнанны в строго охраняемые резервации.

Казалось бы – посмотри на список семи смертных грехов (гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, леность) и признай, что большинству из них ты являешься пожизненным рабом?

Но как посмотришь и тем более признаешь – если все эти грехи превозносятся всеми ртами и экранами в качестве величайших целей, к которым надо пожизненно стремиться?

Лишь немногие способны противостоять массовому, сбивающему с ног, течению толпы.

В общем, уже с первым пунктом – признанием своей греховности у большинства людей возникнут проблемы.

А услужливая психология, как настоящая проститутка греха, тут же будет сладострастно нашептывать сознанию, что нельзя создавать в себе комплекс вины, что нужно быть уверенным в себе и не поддаваться разлагающему эту уверенность религиозному шизофреническому мировоззрению.

Что тогда говорить о втором пункте – признании своего падения?

Падение – это не просто сознание греховности, это реальное совершение делом всех этих греховных побуждений.

Увы – современному человеку это уже поперек горла.

Как – признать, что сребролюбие – это твое падение в грязь, когда ты всю жизнь только и делал, что стремился к деньгам?
Или блудное падение, когда у тебя разводов больше чем пальцев на руке? А просто хождений «налево» - и счету не поддается?
Или чревоугодие – когда ты только и думаешь о том, чем бы в очередной раз порадовать свой желудок?
Или зависть – когда всю жизнь завидовал успешным и продвинутым сильнее себя?
Или тщеславие когда ты спешишь выложить в сети фото чуть не своих гениталий лишь бы получить новые лайки?
Или гордость, когда она так тебя распирает от сознания, что и тебе удалось устроиться в жизни «не хуже других»?
Или гнев, когда он уже лезет из глаз, горла и ушей у многих, только читающих «этот бред»?

Да, падение налицо – а признать его мало кто захочет. Тогда надо будет перечеркнуть собственную жизнь.

Но мы подошли к последнему пункту – признание своей погибели.

Смешно даже… Насколько это «мимо» большинства людей. Правда, это смех сквозь слезы.

Но истина остается истиной, каким бы толстым слоем грязи она ни была замалевана.

Большинство людей – это живые трупы. Они давно погибли духом, смердят своими душами, но при этом усиленно изображают жизнь перед самими собой и другими.

При этом Спаситель – тот же, что и две тысячи лет назад. Но Он, как не нужен был большинству людей тогда, так и не нужен сейчас.

Принять Христа такие люди не могут. Незачем им. Им и так хорошо в этой жизни. А то, что это не жизнь – а ее животная имитация, это их не волнует. Тем более, что это все, по их мнению, религиозные бредни.

Круг замкнулся.

Христос пришел спасать погибающих и уже погибших, а таковыми себя никто не признает.

Так совершается многократно повторяемая в истории человечества и в «истории» большинства людей трагедия неспасения.

Все тонут, но никто этого не видит. А те, кто видит, не могут ни в чем убедить невидящих.

Христос протягивает руку, но ее не просто не замечают, но еще и с презрением отталкивают назад.

Что может быть ужаснее с точки зрения конечной перспективы человеческой судьбы?

Так что еще раз вернемся к словам св. Игнатия и согласимся с ним.

Принять Христа и спасти свою душу, можно только признав три вещи: свою греховность, свое падение и свою погибель.

Для всех остальных жертва Христа будет напрасной. И как следствие этого – их жизнь тоже окажется напрасной.

Увы!..