Найти в Дзене

Конец I тысячелетия до н. э. и начало I тысячелетия н. э. — период расцвета древней культуры Индии и Китая

Политическая история Цейлона во второй половине I тысячелетия до н. э. почти неизвестна. Данные цейлонских хроник («Дипаванша», составленная около IV в. н. э., и «Махаванша» — около V в. н. э.) весьма сбивчивы и малодостоверны. К III в. до н. э. на Цейлоне существовали два наиболее значительных государства — Пихити (со столицей Анурадхапура) на севере и Рухуна (со столицей Магама) на юге. Западная, равнинная часть острова, ныне экономически наиболее развитая и густо населённая, в то время была покрыта джунглями.

Распространение на Цейлоне буддизма

К III в. до н. э. экономические и культурные связи Цейлона с Индией укрепляются, уровень развития населения Цейлона приближается к индийскому. Это подтверждается, в частности, быстрым распространением в этот период буддизма. Появление на Цейлоне буддизма связывается с деятельностью миссии буддийских монахов во главе с Махендрой, братом Ашоки. Рабовладельческая знать Цейлона сама приняла буддизм и охотно способствовала его распространению.

Буддийские монахи принесли с собой письменность брахми, из которой развилась современная сингальская письменность. Они же записали в I в. н. э. на языке пали буддийские канонические трактаты («Типитака»), передававшиеся до того изустно. Множество слов из этого языка, которым до сих пор пользуется буддийское монашество на Цейлоне, проникло в сингальский язык, а буддийская литература (особенно джатаки) оказала большое влияние на литературу народов Цейлона. Развитие архитектуры, изобразительных искусств и т. д. также происходило под сильным влиянием буддизма.

Цейлон во II в. до н. э. — IV в. н. э.

[Картинка: img_301.jpeg]

Каменная статуя Будды из Анурадхапуры (Цейлон). III—IV вв. н. э.

Северная часть Цейлона неоднократно подвергалась вторжениям из Южной Индии. Крупнейшее из них произошло в середине II в. до н. э., когда тамилы из Чола захватили Анурадхапуру, а на престоле Пихити воцарился тамил Елара. Но царь Рухуны Дутугамуну (101—77) изгнал тамилов и на время распространил свою власть на весь Цейлон. Около 29 г. до н. э. произошло нашествие тамилов из государства Пандья. Они были изгнаны только 14 лет спустя. Вследствие укрепления в дальнейшем государственной власти и упрочения внутреннего положения Цейлон более четырёх с половиной веков не подвергался крупным нашествиям из Индии. Отдельные нападения носили характер грабительских набегов. Цейлонцы сами также предпринимали набеги на Южную Индию, грабя побережье и приводя оттуда рабов.

Основным занятием населения было земледелие. В первые века нашей эры на севере и юге Цейлона была сооружена весьма развитая система искусственного орошения. О высоком уровне инженерного искусства древних цейлонцев свидетельствует то, что многие водохранилища и каналы (например, водохранилище Миннерия с водным зеркалом в 18 кв. км) используются и в настоящее время.

Значительного развития на Цейлоне достигли горное дело, добыча жемчуга и ремесло. Ещё в первые века нашей эры в Индию, а через Индию в Европу вывозились с Цейлона жемчуг, бериллы, сапфиры, хлопчатобумажные ткани и изделия из черепаховой кости. В значительных количествах добывалось золото. Внутренняя торговля едва ли была развитой, так как собственной монеты, по-видимому, не существовало.

Основой экономической и общественной структуры, как и в древней Индии, была община с очень широкими автономными правами. Власть царя ещё не стала вполне деспотической и была ограничена собраниями знати. В царском роде престол переходил не к сыну, а к старшему в роде, что способствовало возникновению кровавых междоусобиц, бывших в государствах древнего Цейлона довольно частым явлением. Большим влиянием пользовались буддийские монастыри, богатевшие от щедрых дарений со стороны царей и отэксплуатации закрепощаемых свободных общинников. Усиление эксплуатации свободных общинников вызывало неоднократно народные восстания (например, около 40 г. до н. э. в Анурадхапуре), часто совпадавшие с междоусобицами правящего класса. Тем не менее в первые века нашей эры государства Цейлона были уже прочными и сильными, а местные правители решительно сопротивлялись всяким попыткам южноиндийских царей подчинить их. Отражением стремления к полной независимости было, в частности, сохранение на Цейлоне буддизма в его ранней форме (хинаяна) и решительное противодействие распространению буддизма в форме махаяны.* * *

Последние века до нашей эры и первые века нашей эры — период наиболее значительного развития рабовладения на территории многих стран Южной и Восточной Азии. К этому времени рабовладельческие отношения распространились почти по всей территории Индостана, на большей части Индо-Китая, Индонезии, Цейлона. Крупнейшими центрами древней цивилизации Южной и Восточной Азии были Ханьская империя в Китае и государства древней Индии.

С появлением железа здесь, как и в других странах Азии и Европы, происходит резкий скачок в технике земледелия и ремесла, развивается торговля, растут города. Развитие хозяйства сопровождается крупными сдвигами в социально-экономических отношениях. Ускоряется разложение общины, усиливается эксплуатация и закабаление свободных производителей крупными землевладельцами и рабовладельцами. Наличие огромного числа разорявшихся и закабалённых, но ещё не оторвавшихся от сельской общины земледельцев ограничивало распространение рабского труда в сельском хозяйстве. Формы зависимости трудящегося населения отличались большим многообразием.

Процесс развития рабовладельческого общества в Индии имел свои ярко выраженные особенности. Характерной чертой истории древней Индии была ещё большая, чем в других странах древности, устойчивость сельской общины. Замкнутые, обеспечивающие себя всем необходимым общины тормозили рост торговли и городов как ремесленных и торговых центров, задерживали развитие экономических связей внутри Индии. Глубокая разобщённость различных по уровню своего социального развития областей препятствовала созданию прочного политического объединения на территории Индии. Держава Маурьев просуществовала недолго, и лишь спустя почти пять веков Гуптам удалось на 100—150 лет объединить под своей властью северную часть Индии.

Возникновение и развитие новых, феодальных отношений в Восточной Азии можно с достаточной определённостью проследить в Китае. Этот процесс нашёл своё выражение впопытках ограничения частного рабовладения, в росте арендных отношений, появлении так называемых «сильных домов», хозяйство которых основывалось на переходных кфеодализму формах эксплуатации зависимого населения. Последние века истории империи Хань — время крайнего обострения социальных противоречий, напряжённой классовой борьбы. Крушение империи происходит в результате одного из самых грандиозных в истории древнего мира восстаний угнетённых народных масс.

С историей народов Индии и Китая тесно связана с древнейших времён история соседних племён и народностей.

Торговые сношения, китайская и индийская колонизация ускоряли возникновение классового общества и государства у племён Кореи, Японии, Индо-Китая, Индонезии, Цейлона. Культура этих народов формировалась под сильным воздействием китайской или индийской культуры, а иногда и той и другой вместе.

Конец I тысячелетия до н. э. и начало I тысячелетия н. э. — период расцвета древней культуры Индии и Китая. В это время сложились определённые культурные традиции в области литературы и искусства, возникли основные философские системы (даосизм, конфуцианство и материалистические учения Ян Чжу и Ван Чуна в Китае, чарвака, локаята и другие философские школы в Индии), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Восточной и Южной Азии. Вместе с экономическими связями получили развитие и культурные связи Китая и Индии с народами Средней и отчасти даже Передней Азии.

В этот период складывается одна из крупнейших мировых религий — буддизм, сыгравшая затем значительную роль в оформлении феодальной идеологии в странах Южной и Юго-Восточной Азии.

[Картинка: img_302.png]

ЧАСТЬ IV

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ, НАРОДЫ И ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ, ПЕРЕДНЕЙ И СРЕДНЕЙ АЗИИ (I—III ВВ. ДО Н.Э.)

[Картинка: img_303.png]

ГЛАВА XX

РАННЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

[Картинка: img_304.png]

1.Классовый характер и государственный строй ранней империи

Гражданские войны в Риме, длившиеся целое столетие, знаменовали собой кризис и гибель рабовладельческой Римской республики. Хотя события и процессы этого бурногопериода римской истории чрезвычайно многообразны (Сицилийские восстания рабов и движение Гракхов, диктатура Суллы и великое восстание рабов под руководством Спартака, образование империи Цезаря и гражданская война 40—30-х годов), тем не менее общая тенденция и классовый смысл напряжённой борьбы, развернувшейся в римском обществе, совершенно ясны. Развитие рабовладельческого способа производства, его утверждение и распространение в пределах огромной средиземноморской державы Рима, атакже обострение всех свойственных данному способу производства противоречий (и прежде всего угроза новых восстаний рабов и народных движений) привели в конечном счёте к небывалой ещё консолидации класса рабовладельцев Средиземноморья.

Римская республика, бывшая органом господства рабовладельческой верхушки полиса, уже никоим образом не могла соответствовать классовым интересам более широкогоблока рабовладельцев всей Римской державы и оказалась исторически обречённой. Ей на смену пришла империя, как орган господства рабовладельцев Италии, а затем и провинций.

Сразу же по окончании гражданских войн перед правительством встал ряд важных задач. Главной из них было укрепление устоев рабовладельческого общества, расшатанных во время этих войн, и упорядочение управления провинциями. Отсюда вытекала необходимость организации государственной власти, достаточно сильной, чтобы управлять мировой державой, и достаточно гибкой, чтобы удовлетворить самые различные категории населения, составлявшего социальные верхи Рима, Италии и провинций. Весьма важен был и вопрос об армии, которая являлась материальной опорой империи, и в связи с этим вопрос о внешней политике. Наконец, важно было укрепить моральную опору империи, которая заключалась во всеобщем убеждении, «...что если не тот или другой император, то все же основанная на военном господстве императорская власть является неотвратимой необходимостью»[52].Своеобразный государственный строй, установившийся в первые века существования Римской империи, в историографии носит обычно название принципата (от слова princeps — первый, так как императоры заносились в список сенаторов первыми).

Социальная основа принципата. Сенаторское сословие

Главную роль в социально-экономической жизни Рима и Италии всё ещё играло сословие сенаторов. Правда, многие его члены погибли во время войн и проскрипций, многие потеряли состояние, немало вошло в сенат «новых людей», сторонников триумвиров из разбогатевших италиков, выслужившихся военных и т. п., но всё-таки сенаторы оставались высшим сословием. Принадлежность к нему определялась знатным происхождением и имущественным цензом в миллион сестерциев. Из сенаторов назначался высший командный состав легионов — легаты и старшие трибуны, наместники большинства провинций и префекты Рима — новая должность, введённая Октавианом «для обуздания рабов и мятежников». Их сыновья входили теперь в сословие всадников, пока прохождение магистратур не открывало им доступа в сенат. Хотя крупное землевладение было сильно подорвано проскрипциями и конфискациями, среди старых и новых сенаторов было всё же немало владельцев крупнейших латифундий, главным образом на юге Италии. Большие