мог нарисовать только безумец
kan kun være malet af en gal mand (нор.)
Маленькая и едва заметная фраза, написанная на одной из самых известных картин в мире, вызвала много домыслов в мире искусства.
При ближайшем рассмотрении эта фраза видна любому. Она написана карандашом в верхнем левом углу картины, почти потеряна в завихрениях цвета. Многие десятилетия она воспринималась как «вандализм», добавленный кем-то за длинную историю. Под научным контролем эксперты Национального музея Норвегии окончательно сопоставили надпись с заметками и журналами, заполненными рукой художника. Экспертиза подтвердила: это надпись была сделана Мунком, и ее можно считать неотъемлемым элементом картины.
⠀
«Сам почерк, а также события, произошедшие в 1895 году, когда Мунк впервые показал картину в Норвегии, указывают в одном направлении», - сказала куратор музея. В то время работа вызвала резкую критику наряду с общественными предположениями о психическом состоянии Мунка. Художник был глубоко ранен такой реакцией, и считается, что он вернулся к картине, чтобы добавить свое написанное карандашом саркастическое заявление.
⠀
Эта история наглядно показывает, как способны ранить человека предположения о его безумии / неадекватности. Однако целый ряд художников (Ван Гог, Мунк, Врубель) существуют в общественном сознании с пометкой «непризнанный гений-безумец». В новом выпуске подкаста мы разбираемся, из чего состоит миф о страдающем художнике, и можно ли его связать с символической канонизацией таких художников как «святых от мира искусства».
⠀
Переходите по ссылке в описании профиля и слушайте на своей любимой платформе.