В начале ноября владелец авиакомпании "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов дал РБК большое интервью.
На прямой вопрос РБК "Вам всё ещё интересны самолеты Boeing 737MAX?" Скуратов ответил:
Мы планируем получить их в операционный лизинг у «Сберлизинга». Мы полтора года бились с Boeing по заключению договора и получили хорошие условия. Но самолет пока не сертифицирован в России. Будет сертификация, будут самолеты.
Это, как говорится, слова. А теперь перейдём от слов к делу.
Что случилось?
Примерно в то же самое время на западных интернет-ресурсах начались изменения, связанные с самолётами 737MAX, предназначенными для "Уральских авиалиний".
На сайте planespotters.net полностью покрашенный в уральскую ливрею 737MAX8 (регистрационный номер VP-BYI, заводской 7967) получил статус "не принят", а ожидаемый эксплуатант сменился на новую доминиканскую авиакомпанию Arajet (Араджет, названа в честь попугая ара если что).
Ещё один 737MAX8 (заводской 8034), ранее закреплённый за уральцами, также сменил эксплуатанта на Arajet.
Перепроверяем информацию на сайте, который отслеживает заводские полёты боингов. Находим карточку авиакомпании Arajet, и тут же получаем подтверждение вышеуказанной информации в виде такой любопытной картинки.
В общем, информация полностью подтверждается. Как минимум 2 "бывших уральских" борта 737MAX уходят в доминиканскую авиакомпанию.
Кратко об авиакомпании Arajet. Чартерная авиакомпания, основанная в 2014 году под названием Dominican Wings. В 2018 году сменила имя на Flycana и стала ультра-лоукостером. С сентября 2021 года находится в процессе реорганизации и переименования. Авиакомпания планирует летать по 30 направлениям из Санто-Доминго (SDQ), второго по величине аэропорта в Доминиканской Республике. Начало полётов намечено на январь 2022 года. Авиакомпания ожидает поставки 5 самолётов 737MAX.
Что бы это значило?
Пока нельзя достоверно утверждать, что уральцы полностью отказались от 737MAX. Но предпосылки к этому есть. Как минимум 2 опасных самолёта не появятся в российском небе. За судьбой остальных бортов мы будем внимательно следить.
Но в целом, это позитивное событие, логично вписывающееся в тенденцию вытеснения 737MAX с российского рынка. Напомним, что вытеснение началось летом прошлого года с отмены крупного заказа на 35 самолётов. Ещё одна лизинговая компания Timaero Ireland (связана с ВЭБ-лизинг) судится с Боингом по поводу отмены заказа на 22 самолёта и получения компенсаций.
Несмотря на то что в США рекордный запрет на полёты был снят год назад, в России, Китае, Эфиопии, Индонезии и других странах 737MAX по-прежнему под запретом. Летом этого года от 737MAX отказалась дочка Аэрофлота - "Победа". Вместо боингов выбрали А-320нео и другие российские бюджетные авиакомпании - Смартавиа и Цитрус.
Похоже, скоро нас ждёт ещё один приятный сюрприз от ЮТэйр, но об этом читайте в одной из следующих статей.
В заключение, для всех сомневающихся привёдём цитату юристов Боинга, озвученную 10 ноября в суде по делу о крушении 737MAX в Эфиопии (157 погибших). В ходатайстве о мировом соглашении, поданном в суд сказано буквально следующее:
Боинг берёт на себя единоличную ответственность за катастрофу. ...Боинг признаёт, что он произвёл небезопасный самолёт.