Найти тему

"Романс о влюбленных", или То ли "Шербурские зонтики", то ли агитплакат

То, что фильм А. Кончаловского "Романс о влюбленных" - по сути ремейк ленты "Шербурские зонтики" Жака Деми не увидел разве что слепой. И ладно бы это было просто повторение, но это еще и плохое повторение. У Деми была красивая и грустная история о первой любви, которая прошла. Кончаловский и Григорьев (автор сценария) подошли к делу со свинцовой обстоятельностью. Просто история любви их не устраивала, ведь это советские люди, а не какие-то их буржуазные сверстники. Поэтому в фильм от души напихали патриотической патетики. Я не против патриотизма, наоборот, я всеми руками за. Но агитация может быть ненавязчивой, как в "Офицерах". А может быть тягучей, пафосной и фальшивой, как в "Романсе о влюбленных".

Начинается все почти хорошо. Влюбленная пара, Сергей и Татьяна, встречает рассвет на берегу реки. Он - с гитарой, мотоциклом и голым торсом, она юна, прелестна и полураздета. Но если Елене Кореневой было 20, когда она сыграла эту роль, то Киндинову, который изображает вчерашнего школьника, хорошо под 30. Господа кинематографисты, ну вы бы ему хотя бы грудь побрили, что ли. 18-летние юноши с такой растительностью бывают разве что у о-о-очень южных народов. Да и лицо его на 18 ну никак не выглядит, там честные 30. Ничего не имею против Киндинова, но не играют Джульетту в 50 лет.

-2

Далее герои едут по осенней Москве и вот эти кадры я очень рекомендую посмотреть. Вот правда, это лучшие 3 минуты фильма. Мы видим улицы и переулки нашего детства. К сожалению, потом простота кончается и начинается пафос.

-3

Дело в том, что диалоги в фильме написаны недобелыми стихами. Недо- потому что ритм и размер соблюдается не всегда, но и прозой это не назовешь. Все мы знаем хорошие примеры того, как можно перенести на экран пьесу в стихах. Не будем вспоминать Шекспира или Тирсо де Молину, вспомним хотя бы о прелестной картине "Портрет мадемуазель Таржи", где герои разговаривают самыми что ни на есть стихами, даже не белыми, при этом речь их живая и образная. Но у Григорьева каждое слово падает, как чугунная гиря. Герои говорят, как плохо обученные роботы, как куклы. Самые распространенные слова в фильме, это "честь" и "долг". То один, то другой "взрослый" герой то и дело объясняет молодежи, что она должна делать. Господа, вы часто об этих понятиях кому-нибудь речь закатываете? Не каждый день, нет? Ничего, опять же, не имею против чести и долга и вообще я как раз человек принципа. Но это из тех вещей, про которые ты думаешь, но про которые говоришь редко. Мать Сергея (Е. Солодова), потерявшая сына, обращается к оставшимся двум детям: "Мальчики мои, послушайте, что скажет ваша мать. Ваш брат, мой сын, выполнял свой долг... Мой мальчик, ты уже большой, ты взрослый и не должен плакать. Потому что смерть за родину - это жизнь." Не верю. Это слова пропагандиста, а не матери.

-4

Но, что интересно, когда во второй серии после духовной смерти Сергея герои начали разговаривать прозой, становится еще хуже. В первой серии зрители хоть как-то отвлекались на форму, на белые стихи. Во второй серии, где реальность показана вполне буднично и герои наконец-то начали вести себя как люди, стало еще хуже. Потому что стало видно, что сценарий никакой, герои плоские, а оператора, похоже, явные проблемы с черно-белыми кадрами.

-5

Актеры весь этот кошмар сыграть толком не смогли. И тут у меня претензий нет, я бы тоже не смогла, меня бы затошнило тут же. Фальшива сюсюкающая Елена Коренева, которая ни слова не может сказать без придыхания. Еще более ужасен Киндинов, который то смеется, то плачет, то пляшет, то дерется, то истерит, то поет. Как я понимаю, Кончаловский хотел показать настоящего советского молодого человека. А вышел какой-то неврастеник, от которого хочется держаться подальше. Как ни странно, более-менее неплохо смотрится Збруев, сыгравший мужа Татьяны. Но у него как раз совсем не пафосная роль.

-6

У Ии Савиной получилось бы сыграть роль матери Тани, если бы не совершенно идиотский текст. Она честно сделала, что могла, но... Купченко дико повезло: ни одной строки стихов ей говорить не надо было. Поэтому ее персонаж выглядит, наверное, правдоподобнее всех прочих. Но тут опять проблемы: дыры в сценарии. Не показано, как эта фифа в парике полюбила Сергея и почему изменилась, в одну секунду превратившись из модницы в наседку.

-7
-8

С точки зрения идей, заложенных в фильм, тоже не все слава богу. Ладно, патриотизм - вещь хорошая, вы его криво обыграли, но хотели, как лучше. А остальное? Что там насчет роли женщины говорится? Господа, не поверите, но никаких идей, кроме как рожать и ждать мужа, там НЕТ. Вдумайтесь, 1970-е годы, люди уже побывали в космосе и на Луне, есть женщины-композиторы и дирижеры, художники и поэты, следователи и судьи, капитаны и офицеры. А с экрана соловьем разливаются о том, что наша судьба - угождать мужу и рожать. "Свободная женщина СССР"? Не, не слышали. Господа, "Домострой" был написан в XVI столетии. И с тех пор малость устарел, знаете ли.

-9

Еще удивили второстепенные герои. Возьмем трубача (И. Смоктуновский), который так романтически трубит каждое утро на восходе солнца. В Москве, ага. Знаете, что это вообще такое? Явное административное правонарушение. Человек мешает спать соседям. Но кинематографистам по фигу на такие мелочи, у них РОМАНТИКА во всю морду.

-10

Альбатрос, то есть (прапорщик Соловьев (Р. Громадский) в целом неплох. Хотя, меня несколько смущает его монолог, обращенный к солдатам морской пехоты (Сергей ушел в армию и оказался в составе Тихоокеанского флота). Да, в армии часто говорят о бабах женщинах, но не в таком ключе. В таком - разве что в стране розовых пони, и то не уверена, а я, простите на Земле живу.

-11

Музыка Градского хороша. Но текст, который на нее положен, убивает все удовольствие от прослушивания. Все же мюзикл или рок-опера должны органично сочетать слово и музыку. Вот у Грамматикова получилось поставить "Звезду и смерть Хоакина Мурьетты" так, что фильм берет за душу и не отпускает. И с героями все в порядке, и с текстом Грушко, и с пафосом. Хотя, там вообще ни одного слова прозой не сказали. А тут - увы.

В общем, иногда кажется, что это какой-то лютый трэш, пародия. Но нет, фильм снимали на полном серьезе. Вот у Деми в 1964 получилось показать, как двое любили друг друга, как он ушел в армию, пришло письмо о его смерти, и она вышла за другого. А Кончаловского, который щедро приправил по сути эту же историю пафосом и агитацией, постигла неудача.

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.

#cоветское кино #фильмыссср #кинематографСССР