Время от времени в комментариях в той или иной форме меня спрашивают - сколько может стоить фильм, где будет показано, каким образом в павильоне американцы фальсифицировали полет на Луну?
Коротко ответить на этот вопрос не получится, поэтому я написал отдельную статью.
Чтобы фильм стал реальностью, в первую очередь нужно найти продюсерский центр, который возьмётся за такую работу. Ведь фильм должен делать не один человек, а большой коллектив, где есть режиссер, оператор, монтажёр, звукорежиссер и, конечно :-), бухгалтер. Кроме того, необходимо использовать специальную осветительную технику и "грип" (grip) - крепления, штативы - поэтому должны быть люди, умеющие не просто работать с осветительной аппаратурой большой мощности (осветители), но и умеющие устанавливать и крепить её.
Кроме того, должны быть монтировщики декораций (постановщики) и те, кто может эти декорации изготовить. На киностудиях такой работой занимается ЦДТС - цех декоративно-технических сооружений.
Конечно, необходим большой павильон на определенный промежуток времени, который следует арендовать. В этом павильоне должна быть возможность подключения большой мощности осветительной техники и пространство для фронтпроекции.
Необходимы водители с машинами для перевозки деталей и мешков с "грунтом". Необходим звукооператор, необходим костюмер. Нужны люди, которые могут сделать муляж в натуральную величину лунного модуля и нужны специалисты, которые могут изготовить в натуральную величину муляж ровера и его радиоуправляемую копию в масштабе 1:8.
Далее необходимо придумать, КАК всё это снять. Например, для сцен невесомости нужно каким-то образом подвешивать актёров.
Посмотрите, например, как это делалось при съёмке кинокартины "Салют-7".
Таким образом, в первую очередь нужно собрать СЛАЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ из 15-20 человек, чтобы приступить к съёмкам. Т.е. речь идёт о формировании съёмочной группы, которая должна работать в какой-то телекомпании или продюсерском центре.
Несколько лет назад, в 2016 году на День Космонавтики, на телеканале "Звезда" был показан фильм "Большая космическая ложь США" продолжительностью около 40 минут. Там несколько минут было уделено воссозданию фронтпроекции, которая использовалась во многих кадрах "лунной эпопеи".
По заказу телеканала этой темой - "Теорией заговора" - занималась телекомпания "Квадратный телевизор", генеральный продюсер и директор программы Ольга Астапова.
Эта же телекомпания делает замечательные выпуски "Военной приёмки", генеральный продюсер Оксана Матвеева.
Таким образом, создание фильма начинается с формирования съёмочной группы, и здесь очень многое зависит от того, в каком "формате" делается фильм. Если это документальный или научно-популярный фильм с воссозданием "лунно-голливудских" технологий, то это одни расходы. Если фильм игровой, с привлечением известных актёров, то это совсем другие расходы.
Например, фильм можно сделать в виде передачи "Разрушители мифов" ("Разрушители легенд"). Сообщу тем, кто не знает, что у "разрушителей" есть серия, целиком посвящённая теме полётов на Луну. Там они проводят несколько экспериментов - может ли флаг развеваться в вакууме, останется ли след в сухом песке (реголите), можно ли на Земле повторить "лунные" прыжки и т.п.? Поскольку они взялись защищать заведомую ложь, то им пришлось пойти на фальсификации. Пр это у меня были написаны следующие статьи:
19. Почему "разрушители мифов" пошли на обман?
20. "Астронавт в тени лунного модуля" - "разрушители мифов" не честны с нами!
Вот как ориентировочно выглядит смета на создание документальных и корпоративных фильмов, который состоит из МАТЕРИАЛА ЗАКАЗЧИКА и необходимо доснять лишь интервью и сделать небольшие досъёмки на натуре. На создание 30-минутного фильма приходится закладывать в среднем 21 тыс.$, это примерно 1,5 млн. руб.
Так выглядит смета на тот случай, когда у заказчика уже есть ОТСНЯТЫЙ МАТЕРИАЛ и из него нужно сделать кино. В нашем же случае большая часть сметы уйдет на изготовление декораций и макетов. А во сколько это обойдётся - нужно считать отдельно. Например, только аренда космического скафандра может обойтись в кругленькую сумму. Так, реплика скафандра стоит 259 тыс. руб, два скафандра - это уже полмиллиона рублей. Во сколько обойдётся изготовление реплики лунного модуля и ровера в натуральную величину - вопрос открытый, не исследованный. Однако, если будет поставлена задача воссоздания таких объектов, то опытному директору картины просчитать будет не трудно, останется лишь найти, кто изготовит и за какую сумму.
Съёмка игрового фильма с большим количеством комбинированных кадров может занять большое количество времени. Здесь самое главное - не сама съёмка, а подготовка объектов к съёмке, которая может занять около года - изготовление макетов, муляжей, радиоуправляемых моделей и пр.. Сколько это всё может стоить?
Возьмём для примера игровой фильм "Салют-7". Фильм снят в 2017 году режиссером Климом Шипенко. (Клим Шипенко в 2021 году, как режиссёр, полетел в космос снимать фильм "Вызов", вместе с актрисой Юлией Пересильд).
По данным сайта "Кинопоиск", затраты на фильм "Салют-7" составили около 400 миллионов рублей.
Кассовые сборы, если перевести доллары в рубли по курсу 2017 года - это примерно 970 миллионов рублей.
Можно ли собрать методом краудфандинга такую большую сумму? Конечно, нет. СРАЗУ такого не собрать. Но есть варианты. Вначале на небольшую сумму снимается часть фильма, несколько эпизодов, а потом незаконченный фильм подаётся на господдержку - выделение средств от государства (Минкульт и Фонд кино) на завершение фильма.
Есть у нас в стране и частный фонд поддержки фильмопроизводства - "Кинопрайм", возглавляет его гражданин Израиля, миллионер Roman Abramovich. Фонд инвестирует в фильмы на завершающей стадии съемок. Финансирование может достигать 50 % бюджета картины, но не более 100 млн рублей. В случае коммерческого успеха фильма фонд будет получать долю прибыли.
Кроме того, существует Президентский фонд культурных инициатив, который выделяет гранты на реализацию проектов в области культуры и искусства и креативных (творческих) инициатив. Победителям выделяются гранты. Например, по итогам 2021 года наставнический конкурс "Оркестровая академия" получил 900 тыс. руб., на проведение конкурса молодых преподавателей духовых и ударных инструментов детских музыкальных школ выделено 4 млн 156 тыс руб.. На сериал-драмеди о Русской православной церкви решено выделить 3 млн. 200 тыс. руб., а на проведение Российской креативной недели - больше 20 млн руб.
Если меня спросят: могу ли я взяться за такой проект - сделать фильм, рассказывающий о применении голливудских технологий в сериале "Аполлониада"? - то я отвечу утвердительно. А вот каким он будет по форме, зависит от финансирования. Если сумма небольшая - получится документальный фильм-расследование, где будут воссозданы некоторые "лунные" кадры и видеосюжеты. Фронтпроекция будет уже не на экран шириной 5 метров (как в фильме "Большая комическая ложь США"), экран сделаем более 20 метров в ширину, не меньше, чем в кинотеатре "Октябрь".
Если финансирование увеличится, тогда появятся кадры имитации невесомости, расскажем и покажем, как во вращающейся декорации снимался якобы выход в открытый космос Уайта и выходы в невесомость членов киногруппы "Аполлон".
При достаточном финансировании можно говорить о создании игрового фильма с актёрами. Может получиться что-то типа фильма Тома Хэнкса "Путешествие на Луну". Кадры рабочих моментов из этого сериала часто любят приводить авторы в своих статьях.
Если вопрос ставится так: взялся ли бы я за такой проект, то ответ будет утвердительный - "да!"
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!