Найти в Дзене

«Сумасшедший писал – сумасшедший купил»: кем был русский покровитель и друг Анри Матисса. Часть первая.

Имя русского мецената и купца Сергея Ивановича Щукина несправедливо теряется в тени таких знаменитостей, как Павел Третьяков, хотя именно его огромную (около 250 живописных полотен!) и поистине уникальную коллекцию можно считать отправной точкой для всех русских авангардистов.

Портрет Сергея Ивановича Щукина, Христиан Крон, 1915 г. Картина хранится в коллекции Государственного Эрмитажа, Россия.
Портрет Сергея Ивановича Щукина, Христиан Крон, 1915 г. Картина хранится в коллекции Государственного Эрмитажа, Россия.

Сергей Иванович Щукин родился в 1854 году в семье купца и предпринимателя Ивана Васильевича Щукина и его жены Екатерины Петровны Боткиной. От отца он унаследовал цепкий и острый ум («дикобраз» - так Сергея Ивановича называли знакомые), а от матери – любовь к искусству. Брат Сергея Дмитрий Иванович Щукин писал:

«Стоит нам посмотреть на рисунок, картину или любую другую вещь, как мы настораживаемся. Не можем сразу определить, в чем дело, но что-то чувствуем».

Эта самая «чуйка» не давала покоя всем Щукиным, поэтому, по возможности, они что-нибудь коллекционировали – картины, керамику, ткани и предметы старины. В отличие от братьев, Сергей посвятил себя этому хобби уже во вполне зрелом возрасте.

Семья Щукиных на даче в Кунцево.
Семья Щукиных на даче в Кунцево.

В детстве маленький Сережа был болезненным ребенком и страдал от заикания. На выздоровление уже и не надеялись, но после немецких специалистов самочувствие улучшилось, правда, дефект речи остался с ним на всю жизнь. Окрепнув и получив образование, Сергей с головой окунулся в семейное дело – торговлю тканями – и после смерти отца занял его место. Сегодня таких, как Щукин, называют акулами бизнеса. У него были удивительная хватка и тонкий нюх на то, где можно сделать деньги. Например, в 1905 году на фоне волнений и восстаний он скупил мануфактуры по очень низким ценам, а как только выдался случай – тут же поднял цену на товар и остался в крупном выигрыше. В жизни он был человеком дисциплинированным, занимался гимнастикой, не ел мяса и не употреблял алкоголь.

Семейная жизнь Щукина поначалу складывалась замечательно – в возрасте тридцати лет он женился на первой красавице Москвы Лидии Григорьевне Кореневой, которую горячо любил и от которой у него родилось четверо детей. Считается, что именно в честь свадьбы Сергей Иванович приобрел несколько полотен не особо примечательных салонных французских живописцев и оформил ими своё поместье в Большом Знаменском переулке. Основные же значимые покупки в коллекцию начались в 1897 году.

Жена Сергея Ивановича Лидия Щукина (в девичестве Коренева) с детьми. Дети (слева направо) - Сергей, Екатерина, Иван, Григорий. 1892 год.
Жена Сергея Ивановича Лидия Щукина (в девичестве Коренева) с детьми. Дети (слева направо) - Сергей, Екатерина, Иван, Григорий. 1892 год.

Сергей Иванович никогда не полагался на общественное мнение при покупке предметов в свою коллекцию и это отличало его от других. По словам Анри Матисса, который хорошо знал Щукина и Морозова, когда Морозов собирался купить новое полотно Сезанна, то просил принести «очень хороших Сезаннов», в то время как Щукин требовал «всех имеющихся», потому что хотел сделать выбор сам. Его правилом было:

Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, — покупай ее.

Первый период коллекционирования можно назвать импрессионистским. Брат Щукина Иван Иванович жил во Франции и часто писал родным, делясь впечатлениями обо всех новых веяниях искусства. Увлеченный этими рассказами Сергей Иванович недолгое время покупал Писарро, а 1898 году впервые познакомился с живописью Клода Моне – картина «Скалы в Бель-Иль» была первой работой Моне не только в его коллекции, но и вообще в России.

"Скалы в Бель-Иль", Клод Моне, 1886. Картина хранится в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, Россия.
"Скалы в Бель-Иль", Клод Моне, 1886. Картина хранится в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, Россия.

Позже он пополнил своё собрание ещё одиннадцатью работами мастера, причем предпочтение отдавал не ранними его произведением, а самыми последними, где реальность становилась всё более условной. Последующие шесть лет Щукин одержимо собирал всех импрессионистов, которых мог найти, – в коллекции было более 50 полотен Моне, Ренуара и Дега. Точку в его страсти к этому направлению поставили «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание Парламента» и «Завтрак на траве». После этого Щукина как отрезало - импрессионисты стали пройдённым этапом. Лишь однажды в 1912 году он ещё раз купит их картины у своего брата Петра, который остро нуждался в деньгах, а Сергей Иванович не хотел, чтобы столь замечательные работы импрессионистов покинули Россию.

В 1904 году Щукин переключил внимания на постимпрессионистов – в разное время он приобрел восемь работ Сезанна, четыре – Ван Гога, шесть – Анри Руссо и 16 - Поля Гогена таитянского периода. Это была самая полная коллекция Поля Гогена, причем Сергей Иванович, интуитивно чувствуя замысел француза, разместил картины на одной стене очень плотно друг к другу. Это было удивительное зрелище – вся столовая была увешана Гогеном, формируя то ли иконостас, то ли диковинную фреску со «Сбором плодов» в центре. Причем Щукин прекрасно осознавал экзотичность своего вкуса и, впервые купив Гогена, долгое время никому его не показывал. Лишь привыкнув сам, он был готов показать шедевр широкой публике.

Зал Гогена (столовая) в особняке Сергея Иванович Щукина, 1914 год.
Зал Гогена (столовая) в особняке Сергея Иванович Щукина, 1914 год.

В 1905 году началась череда трагических событий. И по иронии судьбы именно в это время произошло самое знаковое событие для щукинской коллекции – знакомство с Анри Матиссом.

Читайте продолжение истории во второй части.

Спасибо, что были с нами! Нашли ошибку в тексте? Напишите нам! Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии - вам несложно, а нам приятно!