Найти тему

Однажды я взял и пошёл в горы за деньги — а в итоге попал в какое-то консервное рабство

82K прочитали

Несколько месяцев назад я решил, что хочется мне поснимать осень на Алтае. В горах. Далеко в горы идти одному небезопасно, поэтому лучше идти с группой — и спокойнее, да и рюкзак легче (а ведь моя задача была не только погулять, но и поснимать сибирскую красоту — а поди-ка побегай по горной местности с фотиком и тяжёлым рюкзаком).

Ну, сказано — сделано. Хотел я пойти к подножию Белухи, поэтому в гугле начал искать организаторов походов, или, как это ныне модно говорить нынче — трекинговых туров.

Но найти желаемое не так и просто. Те — слишком подозрительные, у этих — отзывы плохие, а те — ходят по такому смешному маршруту, что и платить за него как-то неловко, проще уж самому пойти.

Но вот наконец нашёл я компанию, которая вроде предлагала то, что мне надо — и маршрут хороший, и отзывы замечательные, и на вопросы быстро отвечают.

Оплатил тур, купил билеты в Новосибирск, собрал рюкзак — и полетел в путешествие.

С погодой несказанно повезло — хоть это и было начало сентября, всего один день был дождливый — я и на квадрокоптере полетал по полной программе, и пару сотен гигабайт видео привёз. Алтаю — спасибо!

А вот компании-организатору под названием «Сто ветров» — совсем не спасибо. Ибо удивила она меня, старого туриста, и удивила неприятно.

А всё дело было в питании.

Ведь питание в туристском походе — это своего рода искусство. Если на машине на шашлыки можно брать деревянные ящики и стеклянные банки — всё равно нести от силы десяток метров — то в многодневный горный поход, да ещё с категорийными (пусть 1А, но всё ж категория) перевалами, да ещё в такой, куда пошли новички (а в группе были и новички) — тут надо бороться за каждый грамм веса.

Но — с одной стороны — граммы, а с другой — калории. В зависимости от сложности похода и времени года калорийность питания может достигать 5000 ккал в день — могла бы и больше, но человек уже больше просто физически не усвоит.

Ну да Бог с ними, с калориями — но всё же мы живём в XXI веке — и на стыке физики, химии и гастрономии стали рождаться прекрасные продукты, которые берут туда, где важен вес — например, сублиматы и энергетические батончики, а на смену металлическим консервам пришла пластиковая упаковка.

Даже тушёнка и сгущёнка без проблем продаётся в пластике. И тащить легче, и утилизировать просто. А что стоит дороже — подумаешь. Колени только спасибо скажут за снижение веса.

В общем, за свои почти 25 лет в туризме я узучил вопрос питания досконально — десятки раз составлял продуктовую раскладку — и в сложные походы, и в простые, и в зимние, и в летние, и в межсезонье, и в походы с детьми, и во взрослые походы, и в пешие, водные, лыжные и горные, и для большой группы, и для соло-походов — и везде есть определённые нюансы, которые надо учитывать.

Так вот.

Несколько месяцев назад я решил, что хочется мне поснимать осень на Алтае. В горах.-2

То, что я увидел, поразило меня до глубины души. У нас каждый день были консервы. У нас были просто батареи банок!

Сгущёнка простая, сгущёнка варёная, горох (?!), кукуруза и фасоль, рыбные консервы нескольких видов, и невероятное количество тушёнки. Там даже были консервированные ананасы и низкосортная красная икра, залитая консервантами.

Выше на фото — количество банок, которые остались у нас после 2/3 похода. То есть, их было больше в три раза. Одного железа мы таскали килограмм 10, не меньше!

Ладно, может быть, вы подумали, что организаторы таким образом решили сделать меню разнообразным? (Это, кстати, очень важно в походе!)

Неа! Как бы не так. Все эти банки были абсолютно одинаковыми каждый день. И, кстати, довольно дешёвыми — во время одного из переходов с рюкзаком я от нечего делать подсчитал, что всё питание всей группы стоило дешевле, чем одна путёвка. Хорошая маржинальность бизнеса, нечего сказать!

Может быть, вы подумали, что я голодал? Нет, не голодал. Я был в неплохой физической форме, погода была не очень холодная, а маршрут — не очень сложным.

Тут проблема скорее в том, что всё питание было продумано, как бы это поприличнее бы сказать-то... Не самым оптимальным образом, во.

Эти банки были просто везде — они дребезжали в рюкзаке. Катались ночью по палатке. Валялись вокруг места приготовления пищи. Лежали в костре. Мы оставляли банки на местах ночёвок. Дарили МЧС-никам. Забирали себе на память о походе. Я помогал открывать эти банки. Кидать в костёр. Относить. Приносить. Передавать на привале соседу слева и справа. Это было какое-то консервное рабство!

Верите ли — они мне даже снились в один день!

Несколько месяцев назад я решил, что хочется мне поснимать осень на Алтае. В горах.-3

А кстати о костре.

В первый день на инструктаже нам сказали «на маршруте мы никакого мусора не оставляем! Всё несём с собой!».

Я ещё подумал «ух ты, ну какая же экологичная компания!».

А что оказалось в реальности? А в реальности все эти банки просто каждый день кидали в костёр (если он был). Конечно, после обжига в костре они быстрее в природе будут окисляться, но всё равно очень долго.

То ли дело упаковочный пластик, который при сгорании разлагается в основном на CO₂ и H₂O — там выделяется даже меньше вредные веществ, чем от дыма костра...

В общем, странное ощущение от похода получилось. Алтай прекрасен. А вот банки эти бессмысленные...