Найти тему
Катехизис и Катарсис

Знаменитейшие советские лётчицы

ХХ век запомнится потомкам не только глобальным переделом мира и крахом империй, но и безудержным прорывом женщин к равноправию в мире людей.

Активные барышни яростно самоутверждались в различных сферах, но в стремлении доказать, что они ничуть не хуже мужчин, часто действовали бессмысленно и беспощадно.
Впрочем, последние в этом им никак не препятствовали и даже, скорее всего, немного подстрекали, как произошло и в случае, описанном ниже.

... С тех пор, как братья Райт запилили, в самом прямом смысле этого слова, первый более-менее приличный самолёт - в небо ринулись все, кому не лень.
В 20-е - 30-е годы авиарекорды ставились один за другим, без перерывов на сон и обед. Дисциплины этой специальной олимпиады придумывались на ходу: дело было новое, неосвоенное (с).

Естественно, на фоне общего женского вставания с колен без них этот пир духа преодоления пройти не мог никак и в какой-то момент к вакханалии присоединились сначала женщины в общем смысле, а потом, конечно же, советские тоже.

Перелёт Линдберга через Атлантику в Союзе взяли на заметку, но восприняли достаточно спокойно - летать пока было не на чем. Но когда такой же трюк, причём дважды, провернула хрупкая женщина-авиатор широкого профиля Эрхарт, стало понятно, что с этим пора что-то делать.

Для начала Реввоенсовет одобрил создание Туполевым уберсамолета АНТ-25. Задачу А.Н.Т. осилил, чем и обеспечил себе безраздельное доминирование в советском авиастроении на долгие годы вперёд.
Летом 35 года в получившийся самолёт посадили супергероя Леваневского сотоварищи, приказали лететь из Москвы в Сан-Франциско, но не срослось, пришлось отабориться в Новгороде.
Прошел год, подрос Чкалов, достижения посыпались как из рога изобилия, пришло время женщин...

...В общем и целом история беспосадочного перелёта женского экипажа во главе с Гризодубовой широкой общественности известна, но мякотка обычно кроется, как известно, в деталях. А детали в СССР считались мелочью, недостойной упоминания.

Итак, к деталям.
Параллельно с достижениями удачного самолета АНТ-25, советский руководящий гений направил социалистический задор в русло создания более-менее приличного дальнего бомбардировщика: австрийский художник уже взобрался на Олимп.
Над самолетами работали, как водится, два конструкторских бюро, Илюшина и Туполева. Илюшинцы разработали весьма приличный ДБ-3, в туполевской же конторе стали запиливать, под руководством некоего Сухого, бомбовоз ДБ-2, используя наработки самолёта - рекордсмена.
В серию пошло илюшинское творение, как более удачное.

ДБ-2 сделали буквально пару-тройку штук, один был отдан на растерзание испытателям, второй упал, третий был недостроен.

Добру пропадать нельзя, социалистическое государство ничего не тратит впустую: правительство распорядилось сделать из самолета рекордный, назвать "Родиной", инсталлировать женский экипаж, благо эмансипация оных развернулась не на шутку, а затем отправить в максимально дальний беспосадочный перелёт.

Таким образом, 24 сентября самолёт с экипажем из харьковской курсистки Валентины Гризодубовой, рязанской крестьянки Полины Осипенко и москвички из интеллигентной семьи Марины Расковой, стартовал в направлении Дальнего Востока.

Задача была поставлена достаточно конкретно:
- Взлететь в Москве,
- Проследовать по маршруту, ранее разведанному расовым греком и, по совместительству, супермегаиспытателем Коккинаки с супермегаштурманом Бряндинским;
- Приземлиться в Хабаровске;
- Впитывать подарки, приготовленные для встречи.

На первый взгляд всё выглядело просто.
Но тут в дело вступают те самые детали.

Деталь первая: самолёт в такой конфигурации был создан в единственном экземпляре, поэтому имел ряд недостатков. Все перечислять смысла нет, одним из главных был тот, что в расходном баке, несущем запас топлива на полчаса полета, было непросто определить, сколько этого самого топлива осталось. Попросту говоря - на глазок.

Деталь вторая: штурман, Марина Раскова, предположительно не имела достаточного опыта и квалификации для такого перелёта. Впрочем, это никого не интересовало, потому что, во-первых, других не было, в во-вторых - она была действующим сотрудником НКВД. И была рекомендована.

Деталь третья: на самолёте была не вполне исправна радиосвязь. Здесь уже сам экипаж решил, что затягивать вылет больше хватит, разберутся в полёте.

После взлёта вся эта камарилья немедленно встала на путь к успеху.
Для начала, в связи с неработающим радиопеленгом, решили ориентироваться по звёздам. Как утверждает командир экипажа, для этого Раскова открыла астролюк, чтобы на них поглядеть, и, пусть и не намеренно, но вполне решительно отправила за борт, с помощью набежавшего в кабину ветра, комплект штурманских карт. Для верности.
Гризодубова напряглась и написала второму пилоту, Осипенко, записку следующего содержания:

" - Полина, не беспокойся, меня с курса не собьёшь - буду лететь по компасу! Займись Мариной, потому что на высоте 5000 метров она скоро превратится в сосульку! Наблюдать ей там нечего, а вот замёрзнет по-настоящему!"

Что, в принципе, логично - самолёт летел в облачности и земли всё равно не было видно. За отсутствием карт и видимости земли звёзды тоже никому не впились.
Так что люк закрыли, по счастью.
Радио полноценно не работало ещё от Урала, поговорить было не с кем, маяки не определялись с самого начала.

...прошло 26 с половиной часов.

Облака внезапно закончились и взору Гризодубовой открылась великолепная панорама Тугурского пролива Охотского моря - то есть Хабаровск был безнадёжно пролюблен позади и к югу.

- Пофиг, пляшем! - Подумала Гризодубова и развернула самолёт на юг, примерно в сторону Комсомольска-на-Амуре.
Помимо снова возникшей облачности, добавился следующий ништячок: топливо предсказуемо закончилось, о чём возвестила сирена системы предупреждения о том, что до пункта назначения осталось не более получаса. Вне зависимости от того, надо было именно туда, или нет.

Что в таких случаях делает командир экипажа?
Правильно - выкидывает на мороз виновника торжества, а именно штурмана.
Расковой было предложено выпрыгнуть с парашютом в тайгу, с шоколадкой и пистолетом в кармане.
Раскова недолго размышляла над предложением: кабина штурмана всё равно в самом носу самолёта, к тому же она прозрачная и выглядит фиговым убежищем.
Можно было или нельзя перебраться куда-нибудь подальше от носа и отсидеться там, история умалчивает: Раскова вышла за борт.

В конце концов, как ещё тренировать штурманов, кроме как поиском дорог к людям?

Осипенко от предложения отказалась, сообщив, что боится медведей и всё равно сидит в хвосте, так что проживёт дольше всех.

На том и порешили, после чего Гризодубова затеялась сажать самолёт в болото где-то в первой же приглянувшейся жопи на берегу реки Амгунь, назначенной по ошибке Амуром.

Сели удачно (дальнейшая история самолёта подтверждает это) и, уютно расположившись погожим деньком 25 сентября 1938 года у неподвижного самолёта, стали ждать, когда их найдут.
В конце концов, идти самим уже никак - штурмана выбросили, карт нет, а самолёт с воздуха виднее, чем две девицы в авиационных костюмах.

Ждали, надо сказать, активно - достали и расчехлили аварийную радиостанцию, обнаружили, что батарейки им положить забыли (сюрприииз) и стали крутить ручку динамо-машины.
На печаль, передавать передачи морзянкой толком умела только Раскова, но, как сказано выше, от неё уже успели избавиться.
Впрочем, если бы и нет - позывные и аварийную частоту им выдали сильно просроченные, так что их всё равно никто бы не услышал.

...а в это время..
Искали их долго и натужно, но нашли. Третьего октября самолёт обнаружили с неба, обнаруживший пилот доложил куда надо, но ему не сразу поверили.
И нюансы завертелись с новой силой.

Для начала местный командующий ВВС Яков Сорокин быстро, решительно снарядил ТБ-3 с десантниками и спортивными комисарами на борту и полетел убедиться лично, что женский экипаж внезапно нашёлся где-то в неведомых далях, где быть их не должно было.
Единственно - ему было прямо приказано руководить поисками из Хабаровска, никуда не летать.

По случаю находившийся в тех же краях ранее упоминавшийся штурман Бряндинский не мог остаться в стороне от всеобщего ликования и, раздобыв праздношатающийся (ну или как-то иначе проникнув на борт) DC-3, также отправился на поиски героинь. Ему тоже этого никто не поручал, естественно.

Помимо прочего, Раскова, изрядно похудевшая и осунувшаяся, к этому времени спешила и успела к месту событий, чтобы присутствовать в развязке и наблюдать за событиями из первых рядов.

А события не заставили себя долго ждать.
В воздухе теснились спасатели, вверх по реке из посёлка Керби ломился катер "Дальневосточный", плюс два самолёта с высокими чинами...

Чтобы на разводить лишние антимонии, перейду сразу к финалу: два самолета с высокими встречающими столкнулись в воздухе на глазах у изумлённых от такого шухера рекордсменок и пятнадцать человек приняли ислам неподалёку от Родины. Спаслись только четыре члена экипажа ТБ-3, вовремя покинувшие вечеринку на парашютах...

В итоге все три женщины взошли на борт катера и стали Героями Советского Союза, Брядинского и Сорокина похоронили с почестями, остальных упокоившихся участников не стали доставать из самолётов и они были снова обнаружены через тридцать лет случайно забредшими в тайгу охотниками - эвенками...

Автор -
Андрей Анищенко