Найти тему
В погоне за эмоциями

Опоки несбывшихся надежд. Часть I. Тайны и сюрпризы левого берега Сухоны

Оглавление

Летние мини-путешествия по северной части Костромской области уже стали для меня традицией: я ездил по этой примечательной и заповедной местности (один и с родственниками) в 2016-ом, в 2017-ом, в 2018-ом и в 2020-ом годах. Под конец мне начало казаться, что основные интересные места под Солигаличем и Чухломой я уже повидал, и нужно поехать немного дальше. Меня давно манил любопытный фонтан в Опоках Вологодской области и не менее любопытная потенциальная дорога к нему от Великого Устюга по левому берегу Сухоны. Именно этот фонтан я запланировал к посещению на 2021 год.

Поехать туда я был готов и в одиночку - но, к счастью, нашлась компания. Ссылки на свои рассказы о небольших летних путешествиях по северу Костромской области я выкладывал на разных ресурсах - в том числе, на форуме выпускников МГУ. И на этом форуме ещё за год-два до описываемых событий мне написал пользователь по имени Саша, который родился в Костроме, сейчас регулярно приезжает туда вместе с семейством к своим родителям - и довольно много путешествовал по Костромской области (он тоже ценитель природы и разных уединённых мест). А написал он мне, что, несмотря на его большой опыт выездов в разные районы области, Солигаличский и Чухломской край как-то прошли мимо него - и он был бы не против присоединиться к моим путешествиям по этим местам. В 2020 году я его приглашал проехаться и пройтись
по старому тракту от Галича до Солигалича, но у него тогда были дела. А вот в 2021 году всё сложилось более благополучно, и мы решили: едем путешествовать вместе - в Опоки!

Я предлагал поехать со мной двоюродному племяннику, но он отказался. Саша же решил поехать вместе с супругой. Мы решили выехать рано утром в пятницу, чтобы ориентировочно к вечеру воскресенья вернуться (я в этот период был в отпуске в Кинешме, а Саша с женой приехали в Кострому из Москвы специально, чтобы совершить путешествие). План заключался в том, что мы по асфальту через Макарьев, Шарью и Никольск доедем до Великого Устюга, оттуда по левому берегу реки Сухоны доберёмся до деревни Лодейки - и попробуем так или иначе пробиться на машинах к самому фонтану. Приблизительные пути доезда до фонтана я наметил, ориентируясь по картам и спутниковым снимкам. В случае появления перед нами слишком серьёзного бездорожья планировалось, по ситуации, дойти до фонтана пешком. Если добраться до фонтана по левому берегу вообще не получалось, мы должны были вернуться на асфальт и по правому берегу Сухоны доехать до деревни порог, откуда попасть к фонтану традиционным путём, как делают все нормальные люди: заплатить лодочникам за переправу. Обратный путь мы запланировали тоже не совсем по асфальту: мы решили доехать до Тотьмы, откуда через посёлок имени Бабушкина, Иду и Чертово добраться до Судая, вернувшись таким образом в Костромскую область - а оттуда уже по асфальту доехать до дома. Этот путь со стороны Судая мы с племянником
разведывали в 2017 году со стороны Костромской области, доехав по грейдеру от Судая до Иды. Теперь предстояло разведать его со стороны Вологодской области. Планируемый маршрут выглядел примерно так.

В последнюю пятницу июля 2021 года мы, как уславливались заранее, встретились на перекрёстке чуть восточнее Островского, куда я доехал из Кинешмы, а Саша - из Костромы. Познакомились, Саша представил свою супругу, тоже Сашу. Оценили автомобили друг друга. Я ехал на своём лифтованном турбо-Ховере на 30.5" Gripmax A/T, Саша - на Haval H9 в полностью штатном состоянии на 30.5" Toyo A/T. Оба озвучили свои намерения не лезть на машинах в болото или в лесовозную колею: очевидно, что нам по зубам было лишь лёгкое бездорожье. Наладили между машинами радиосвязь с помощью LPD-радиостанций. И, не теряя времени, запрыгнули в машины и поехали на восток, в сторону Шарьи.

Последний раз я ездил по этой дороге
в 2016 году, когда мы с папой возвращались из путешествия в Тотьму и Великий Устюг. С тех пор дорожное полотно будто преобразилось: вместо глубокой колеи и выбоин появился практически идеальный асфальт. При этом загруженность дороги автомобилями была не такой уж и большой. Саша ехал первым со скоростью 110-120 км/ч, я не отставал. По рации мы иногда обсуждали окрестные виды: то огромное четырёхэтажное здание отдела полиции в Макарьеве, то очень живописные сосновые боры, которые начались после пересечения реки Унжи. За два часа мы, не останавливаясь, проехали больше 190 километров. Перед Шарьёй я предложил по рации:
- Может, сделаем санитарную остановку?
Александру этот термин очень развеселил:
- Санитарную? А что мы будем проверять?
Съехали с шоссе на приятную песчаную дорогу и остановились в живописном лесочке, в котором удалось найти чернику.

-2

Пользуясь остановкой, связались с родными, сообщили о своём местонахождении. Сашины родители в ответ посоветовали нам быть аккуратнее: как раз в восточной части Костромской области из колонии сбежали трое заключённых. Возобновив движение, мы вскоре достигли Шарьи, которую объехали по окружной дороге. А после Шарьи идеальный асфальт закончился. Вернее, хорошая дорога продолжала идти на восток, в сторону Кирова и Перми: это довольно важная магистраль, ведущая в сторону Урала и Сибири - поэтому неудивительно, что её так качественно отремонтировали. Мы же повернули на север, в сторону Великого Устюга - и сразу столкнулись с откровенно неважным, неровным покрытием. Ям и выбоин на дороге не было, но асфальт был какой-то кочковатый. Скорость сразу снизилась до 80-90 км/ч. После Пыщуга мы решили остановиться на обед. Съехали на какую-то лесную дорогу (N58°55.573′ E45°42.371′), где на газовых горелках сварили обед и вскипятили чай.

-3

Перед выездом я заранее изучил и записал расположение всех кафе вдоль дороги, планируя пообедать по пути до Устюга в каком-нибудь из них для быстроты. Но Саша с супругой сказали, что в кафе не хотели бы идти, потому что хотят ощутить немного автономности и оторванности от цивилизации:
- Мы не такие опытные путешественники, как ты - поэтому нам ещё интересно сварить суп и пообедать в лесу.
Было очень необычно это слышать, потому что, когда я только купил Ховер и задавал в связи с этим разные вопросы на форуме выпускников МГУ, именно Саша поведал некоторые азы езды по бездорожью - например, что на рыхлых поверхностях нужно стравливать колёса.

Пообедав, мы продолжили путь на север по местами неровной и довольно пустынной дороге. От Шарьи до Великого Устюга - больше 300 километров, и проехали мы их не так быстро. Один раз по пути обратили внимание на любопытную картину: водитель поставил свою машину на обочину, над кюветом - а сам лежал под ней в кювете (видимо, что-то проверял или чинил). Проехали мы и мимо поста ДПС на границе Костромской и Вологодской областей, где у меня в 2016 году
чуть не отобрали права. Только сейчас этот пост уже не действует: будка осталась, но гаишников нет, окна заколочены.

В Кичменгском городке мы заправились на "Лукойле". При примерном одинаковом пробеге в 500 километров с момента последней заправки в Ховер влезло 57 литров, а в Хавал 50 литров бензина: хотя Хавал больше и тяжелее, при езде на больших скоростях на расходе топлива очень сильно сказывается наличие экспедиционного багажника. Заправившись, мы с Сашей отогнали машины в сторонку и немного занялись какими-то автомобильными хлопотами в преддверии скорого расставания с цивилизацией. Я заодно позвонил родителям. Александра, глядя на всё это, пошутила:
- Вы меня почти целый день куда-то везёте - и всё по асфальту! Когда, наконец, будет offroad? И вообще, вы слишком долго возитесь! В следующий раз я вас не возьму в путешествие!

-4

Угроза подействовала, мы поехали дальше. Дорога была, как говорят в вологодских краях, "около дела": то очень неплохой, ровный асфальт, то совсем неровные участки. Погода тоже была полосатая: иногда нас накрывало довольно сильным дождём, иногда всё было сухо. Перед Великим Устюгом мне попались на глаза почти одна за другой две встречные машины: DW Hower H3 и Great Wall Haval H5. Я удивился такому совпадению: эти автомобили, братья-близнецы моего Ховера, выпускались не такими большими сериями.

Наконец, мы добрались до Великого Устюга. Переехали Сухону по мосту и на первом же светофоре повернули налево - на запад, вверх по течению реки. Возле загородной вотчины Деда Мороза останавливались. Был уже шестой час вечера, в вотчине всё было закрыто. Мы только снаружи посмотрели на ворота и красивые деревянные башенки.

-5

Продолжили путь на юго-запад, к Лодейке. Вскоре асфальт сменился качественным каменистым грейдером: мы удалялись от цивилизации. Проехали Лодейку, она оказалась довольно большой и населённой деревней. После Давыдовского грейдер стал скользким и глинистым, начались лужи. Когда мы повернули налево (N60°41.513′ E45°42.371′) в сторону Верхней Ёрги, пришлось включить полный привод и тщательно выбирать траекторию движения, чтобы не сесть на брюхо: местами стали встречаться довольно глубокие колеи. Преодолев довольно скользкий глинистый спуск, мы доехали до реки Верхней Ёрги, на импровизированном мосту через которую (N60°40.250′ E45°41.909′) остановились передохнуть и сделать фото.

-6

Пейзажи в этом месте выглядят совсем непривычно для жителей средней полосы России: неглубокая река с каменистым дном - и высокие, почти отвесные берега. Чем-то напоминает реки на Урале, где я, к сожалению, никогда не был.

-7

На OSM-картах вскоре после этой переправы через Верхнюю Ёргу начинается дорога, помеченная словом "зимники". Я предполагал, что мы там увидим какие-нибудь непролазные колеи метровой глубины и непросыхающую болотину - нечто такое, по чему наши машины могут проехать только зимой, когда всё замёрзнет. В этом случае мы бы с чистой совестью засветло поехали на ночёвку на мыс Бык (это место, где Верхняя Ёрга впадает в Сухону). На всякий случай я прямо на мосту стравился до одной атмосферы. Вообще-то это какое-то дурное давление: слишком маленькое для езды по грейдеру - и слишком большое для езды по бездорожью. И мы поехали дальше.

-8

Однако дорога оставалась вполне нормальной: глинистой, сырой, скользкой, местами неровной - но вполне доступной нашим внедорожникам. Саша шины не спускал, но всё равно уверенно по ней ехал.

-9

Тогда далеко не сразу пришло осознание, что Лодейка была последней жилой деревней на нашем пути, что мы удаляемся от цивилизации. В какой-то момент мы увидели вот такую мощную технику, стоящую на обочине дороги. Водителя внутри не было.

-10

Мы продолжали движение по грейдеру. Посреди следов огромных шин тракторов, грузовиков и тяжёлой спецтехники я обнаружил одинокий след явно гражданского внедорожника, УАЗа или "Нивы": ширина колёс была достаточно небольшой. Такой след всегда в меня вселяет уверенность: если по этой дороге проехал УАЗик или "Нива" - то и Ховер должен проехать! Во всяком случае, если ехать по такому следу, то вероятность утопить, серьёзно повредить или сильно засадить машину - минимальна.

-11

Мы остановились поесть брусники. У нас под Кинешмой (по крайней мере, в окрестностях нашей деревни) её мало, а тут все обочины ею заросли.

-12

Грунт на этой дороге и вообще в этих краях был довольно интересен. На фото кажется, что это настоящий камень. В реальности же это просто плотно сбитая глина. На такой "валун" можно наступить ногой или попрыгать на нём - и он развалится на части.

-13

Саша сказал:
- Мне не очень понятна наша концепция. На часах начало восьмого, солнце уже клонится к закату, а мы продолжаем ехать. Куда мы едем, что мы планируем, чего мы ожидаем?
На самом деле, я не терял надежды, что эта дорога доведёт нас до самого фонтана. В этом случае мы бы там просто заночевали, а утром поехали обратно. Также я допускал, что вот-вот на пути возникнет явно непреодолимое препятствие. Тогда бы мы (поскольку до фонтана оставалось ещё довольно много) просто вернулись обратно и поехали ночевать на мыс Бык. Но в реальности не было ни того, ни другого. Коварство таких дорог в том, что портятся они постепенно, и тут присутствует эффект лягушки, варимой на медленном огне: не всегда получается вовремя остановиться.

Поскольку дорога становилась всё более неровной, мы переключились на пониженную - и поехали дальше. Через некоторое время грейдер кончился, началась обычная заросшая травой грунтовка, покрытая лужами. Но под грунтовкой угадывалась бревенчатая гать, вселявшая надежду - лягушку продолжали варить медленно! А слева и справа от гати местность была весьма болотистая. Тут уже и Саша решил спустить давление в шинах до одной атмосферы.

-14

Если бы не гать, я бы дальше по этой болотине не поехал. Впрочем, если бы не гать - дорога и выглядела бы по-другому. Наверняка были бы огромные колеи от тракторов и грузовиков. А так дорога оставалась относительно ровной. И по ней по-прежнему шёл след узких шин легкового внедорожника!

-15

На двух своих внедорожниках со стравленными шинами на второй пониженной передаче мы продолжили наш путь по гати. Солнце клонилось всё ниже к горизонту, мы уезжали всё дальше от цивилизации - но становились всё ближе к вожделенному фонтану! Неожиданно на дороге попалась лужа. Я остановился и, посовещавшись с Сашей, всё-таки поехал в лужу: если бы застрял - он бы меня выдернул своим Хавалом. Но мы оба проехали эту лужу без затруднений, хотя у меня в голове в тот момент прозвенел первый звоночек: вечер потихоньку переставал быть томным. Вскоре возникла вторая лужа. Она была более глубокой и колеистой, при её проезде не обошлось без езды "по диагонали", когда передние и задние колёса находятся в разных колеях. Ситуация осложнялась тем, что дорога уже стала довольно узкой, а по краям были выкопаны канавы: газанув слишком сильно и с разгону вылетев из лужи не прямо, а под углом - можно было попасть в одну из канав. Также на обочинах лежали брёвна, в которые можно было врезаться. Саша в этой луже немного побуксовал, и без езды "по диагонали" тоже не обошлось.

В момент проезда второй лужи в моей голове отчётливо прозвучал второй звоночек: вечер становился всё интереснее. Хотя следы нешироких шин продолжали вести нас вперёд, словно нить Ариадны, я подумал: если увидим третью такую лужу - останавливаемся и разворачиваемся. Ни к чему на двух не сильно подготовленных внедорожниках без лебёдок на АТ-шинах устраивать приключения в восемь часов вечера в 15 километрах от последней жилой деревни. Но вслух (по рации) я об этом говорить не стал, чтобы не нагонять панику.

Некоторое время дорога шла ровная, весьма неплохая. А потом на пути попалась... нет, не третья лужа, а подболоченная низина, частично заваленная брёвнами и засыпанная землёй (N60°37.910′ E45°32.621′). Мы остановились, пошли на разведку. Выяснилось, что сам-то овражек вполне твёрдый, но неровный: проезжать его было необходимо на околонулевой скорости. А вот выезд из низины скользкий, глинистый, с колеями: его хорошо бы преодолевать с разгона - взять который было неоткуда, поскольку проезд с разгона самого овражка был чреват отрыванием бампера или чего-нибудь ещё. Правда, подъём там был довольно пологий. Легковой внедорожник, ехавший тут перед нами, эту низину тоже проехал - правда, побуксовав на выезде и углубив колею.

-16

В раздумьях мы пошли обратно к своим автомобилям. И тут нам попался на глаза след собаки на дороге... Собаки ли? Мы подумали: откуда здесь собака? До Лодейки было уже почти 20 километров. Саша - довольно опытный охотник, и он по каким-то признакам определил, что след больше похож на волчий, чем на собачий. Ох уж эти таёжные загадки!

-17

Окружающая местность была предельно живописная! На фото кажется: такое спокойствие, такая идиллия, такое умиротворение... Фотография совершенно не передаёт нашего накопившегося к тому моменту напряжения. Казалось бы, сплошной отдых и беззаботность! Ни за что не догадаться по фото, что нам в тот момент нужно было нервно гадать, чей же это след, волка или собаки - и не менее нервно соображать, нужно ли ехать в низину, или пора развернуться обратно. А может, лучше остановиться и заночевать тут, а утром идти до фонтана пешком?

-18

Поскольку нас было две машины, я всё-таки решил проехать низину. Съезд в неё, в отличие от выезда, был твёрдый - так что назад по своим следам я в любом случае должен был вернуться. А в случае кризисной ситуации Хавал мог выдернуть меня назад стропой. Я поехал, а Саша снаружи смотрел и подсказывал, что делать.

Выехать не получилось, в верхней части подъёма я всё-таки застрял. Но не сильно: сдал чуть-чуть назад, Саша меня подтолкнул - и я выехал на твёрдую поверхность. Расслабился, вздохнул с облегчением. Открывая дверь и вылезая из Ховера, думал: теперь уже понятно, что продолжать движение на автомобилях не стоит. Нужно останавливаться и решать: либо ночевать здесь и наутро идти до фонтана пешком, либо ехать обратно ночевать на мыс Бык, а утром... Непонятно, что нужно было делать в этом случае утром.

-19

Но, когда я окончательно вышел из машины и обернулся назад, представшая перед глазами картина резко оборвала мои мысли о планах на будущее. В низине происходило нечто, не до конца поддававшееся разумному объяснению.

Александр разговаривал с какой-то стройной, даже немного хрупкой девушкой, одетой в куртку защитного цвета, короткие джинсы и кеды. Я на всякий случай повернул голову и убедился, что Александра туда не телепортировалась, переодевшись на ходу, а по-прежнему стоит рядом со мной и тоже во все глаза смотрит на происходящее.

Значит, нас, действительно, по каким-то неведомым причинам стало четверо. Но откуда здесь могла взяться эта девушка - в одиночку, без вещей и так легко одетая? В радиусе почти 20 километров здесь кругом лес и нет никакого человеческого жилья (если, конечно, рассматривать только левый берег Сухоны). И пришла она сзади, со стороны Лодейки - то есть мы должны были по дороге её увидеть. Но не видели.

Может быть, у нас наступило помешательство, коллективная галлюцинация? Или эта гостья из леса была мистическим образом ниспослана к нам свыше?

Эти великоустюгские леса и болота были полны загадок: непонятно куда ведущая колея внедорожника, след волка-собаки, а теперь ещё и эта девушка в кедах. Но, так или иначе, нужно было спускаться к овражку и подключаться к разговору...

Продолжение

P.S. Как это обычно бывает, пост в моём Инстаграме, посвящённый первой части путешествия в Опоки, появился чуть раньше, чем это повествование: