Оглавление
Летние мини-путешествия по северной части Костромской области уже стали для меня традицией: я ездил по этой примечательной и заповедной местности (один и с родственниками) в 2016-ом, в 2017-ом, в 2018-ом и в 2020-ом годах. Под конец мне начало казаться, что основные интересные места под Солигаличем и Чухломой я уже повидал, и нужно поехать немного дальше. Меня давно манил любопытный фонтан в Опоках Вологодской области и не менее любопытная потенциальная дорога к нему от Великого Устюга по левому берегу Сухоны. Именно этот фонтан я запланировал к посещению на 2021 год.
Поехать туда я был готов и в одиночку - но, к счастью, нашлась компания. Ссылки на свои рассказы о небольших летних путешествиях по северу Костромской области я выкладывал на разных ресурсах - в том числе, на форуме выпускников МГУ. И на этом форуме ещё за год-два до описываемых событий мне написал пользователь по имени Саша, который родился в Костроме, сейчас регулярно приезжает туда вместе с семейством к своим родителям - и довольно много путешествовал по Костромской области (он тоже ценитель природы и разных уединённых мест). А написал он мне, что, несмотря на его большой опыт выездов в разные районы области, Солигаличский и Чухломской край как-то прошли мимо него - и он был бы не против присоединиться к моим путешествиям по этим местам. В 2020 году я его приглашал проехаться и пройтись по старому тракту от Галича до Солигалича, но у него тогда были дела. А вот в 2021 году всё сложилось более благополучно, и мы решили: едем путешествовать вместе - в Опоки!
Я предлагал поехать со мной двоюродному племяннику, но он отказался. Саша же решил поехать вместе с супругой. Мы решили выехать рано утром в пятницу, чтобы ориентировочно к вечеру воскресенья вернуться (я в этот период был в отпуске в Кинешме, а Саша с женой приехали в Кострому из Москвы специально, чтобы совершить путешествие). План заключался в том, что мы по асфальту через Макарьев, Шарью и Никольск доедем до Великого Устюга, оттуда по левому берегу реки Сухоны доберёмся до деревни Лодейки - и попробуем так или иначе пробиться на машинах к самому фонтану. Приблизительные пути доезда до фонтана я наметил, ориентируясь по картам и спутниковым снимкам. В случае появления перед нами слишком серьёзного бездорожья планировалось, по ситуации, дойти до фонтана пешком. Если добраться до фонтана по левому берегу вообще не получалось, мы должны были вернуться на асфальт и по правому берегу Сухоны доехать до деревни порог, откуда попасть к фонтану традиционным путём, как делают все нормальные люди: заплатить лодочникам за переправу. Обратный путь мы запланировали тоже не совсем по асфальту: мы решили доехать до Тотьмы, откуда через посёлок имени Бабушкина, Иду и Чертово добраться до Судая, вернувшись таким образом в Костромскую область - а оттуда уже по асфальту доехать до дома. Этот путь со стороны Судая мы с племянником разведывали в 2017 году со стороны Костромской области, доехав по грейдеру от Судая до Иды. Теперь предстояло разведать его со стороны Вологодской области. Планируемый маршрут выглядел примерно так.
В последнюю пятницу июля 2021 года мы, как уславливались заранее, встретились на перекрёстке чуть восточнее Островского, куда я доехал из Кинешмы, а Саша - из Костромы. Познакомились, Саша представил свою супругу, тоже Сашу. Оценили автомобили друг друга. Я ехал на своём лифтованном турбо-Ховере на 30.5" Gripmax A/T, Саша - на Haval H9 в полностью штатном состоянии на 30.5" Toyo A/T. Оба озвучили свои намерения не лезть на машинах в болото или в лесовозную колею: очевидно, что нам по зубам было лишь лёгкое бездорожье. Наладили между машинами радиосвязь с помощью LPD-радиостанций. И, не теряя времени, запрыгнули в машины и поехали на восток, в сторону Шарьи.
Последний раз я ездил по этой дороге в 2016 году, когда мы с папой возвращались из путешествия в Тотьму и Великий Устюг. С тех пор дорожное полотно будто преобразилось: вместо глубокой колеи и выбоин появился практически идеальный асфальт. При этом загруженность дороги автомобилями была не такой уж и большой. Саша ехал первым со скоростью 110-120 км/ч, я не отставал. По рации мы иногда обсуждали окрестные виды: то огромное четырёхэтажное здание отдела полиции в Макарьеве, то очень живописные сосновые боры, которые начались после пересечения реки Унжи. За два часа мы, не останавливаясь, проехали больше 190 километров. Перед Шарьёй я предложил по рации:
- Может, сделаем санитарную остановку?
Александру этот термин очень развеселил:
- Санитарную? А что мы будем проверять?
Съехали с шоссе на приятную песчаную дорогу и остановились в живописном лесочке, в котором удалось найти чернику.
Пользуясь остановкой, связались с родными, сообщили о своём местонахождении. Сашины родители в ответ посоветовали нам быть аккуратнее: как раз в восточной части Костромской области из колонии сбежали трое заключённых. Возобновив движение, мы вскоре достигли Шарьи, которую объехали по окружной дороге. А после Шарьи идеальный асфальт закончился. Вернее, хорошая дорога продолжала идти на восток, в сторону Кирова и Перми: это довольно важная магистраль, ведущая в сторону Урала и Сибири - поэтому неудивительно, что её так качественно отремонтировали. Мы же повернули на север, в сторону Великого Устюга - и сразу столкнулись с откровенно неважным, неровным покрытием. Ям и выбоин на дороге не было, но асфальт был какой-то кочковатый. Скорость сразу снизилась до 80-90 км/ч. После Пыщуга мы решили остановиться на обед. Съехали на какую-то лесную дорогу (N58°55.573′ E45°42.371′), где на газовых горелках сварили обед и вскипятили чай.
Перед выездом я заранее изучил и записал расположение всех кафе вдоль дороги, планируя пообедать по пути до Устюга в каком-нибудь из них для быстроты. Но Саша с супругой сказали, что в кафе не хотели бы идти, потому что хотят ощутить немного автономности и оторванности от цивилизации:
- Мы не такие опытные путешественники, как ты - поэтому нам ещё интересно сварить суп и пообедать в лесу.
Было очень необычно это слышать, потому что, когда я только купил Ховер и задавал в связи с этим разные вопросы на форуме выпускников МГУ, именно Саша поведал некоторые азы езды по бездорожью - например, что на рыхлых поверхностях нужно стравливать колёса.
Пообедав, мы продолжили путь на север по местами неровной и довольно пустынной дороге. От Шарьи до Великого Устюга - больше 300 километров, и проехали мы их не так быстро. Один раз по пути обратили внимание на любопытную картину: водитель поставил свою машину на обочину, над кюветом - а сам лежал под ней в кювете (видимо, что-то проверял или чинил). Проехали мы и мимо поста ДПС на границе Костромской и Вологодской областей, где у меня в 2016 году чуть не отобрали права. Только сейчас этот пост уже не действует: будка осталась, но гаишников нет, окна заколочены.
В Кичменгском городке мы заправились на "Лукойле". При примерном одинаковом пробеге в 500 километров с момента последней заправки в Ховер влезло 57 литров, а в Хавал 50 литров бензина: хотя Хавал больше и тяжелее, при езде на больших скоростях на расходе топлива очень сильно сказывается наличие экспедиционного багажника. Заправившись, мы с Сашей отогнали машины в сторонку и немного занялись какими-то автомобильными хлопотами в преддверии скорого расставания с цивилизацией. Я заодно позвонил родителям. Александра, глядя на всё это, пошутила:
- Вы меня почти целый день куда-то везёте - и всё по асфальту! Когда, наконец, будет offroad? И вообще, вы слишком долго возитесь! В следующий раз я вас не возьму в путешествие!
Угроза подействовала, мы поехали дальше. Дорога была, как говорят в вологодских краях, "около дела": то очень неплохой, ровный асфальт, то совсем неровные участки. Погода тоже была полосатая: иногда нас накрывало довольно сильным дождём, иногда всё было сухо. Перед Великим Устюгом мне попались на глаза почти одна за другой две встречные машины: DW Hower H3 и Great Wall Haval H5. Я удивился такому совпадению: эти автомобили, братья-близнецы моего Ховера, выпускались не такими большими сериями.
Наконец, мы добрались до Великого Устюга. Переехали Сухону по мосту и на первом же светофоре повернули налево - на запад, вверх по течению реки. Возле загородной вотчины Деда Мороза останавливались. Был уже шестой час вечера, в вотчине всё было закрыто. Мы только снаружи посмотрели на ворота и красивые деревянные башенки.
Продолжили путь на юго-запад, к Лодейке. Вскоре асфальт сменился качественным каменистым грейдером: мы удалялись от цивилизации. Проехали Лодейку, она оказалась довольно большой и населённой деревней. После Давыдовского грейдер стал скользким и глинистым, начались лужи. Когда мы повернули налево (N60°41.513′ E45°42.371′) в сторону Верхней Ёрги, пришлось включить полный привод и тщательно выбирать траекторию движения, чтобы не сесть на брюхо: местами стали встречаться довольно глубокие колеи. Преодолев довольно скользкий глинистый спуск, мы доехали до реки Верхней Ёрги, на импровизированном мосту через которую (N60°40.250′ E45°41.909′) остановились передохнуть и сделать фото.
Пейзажи в этом месте выглядят совсем непривычно для жителей средней полосы России: неглубокая река с каменистым дном - и высокие, почти отвесные берега. Чем-то напоминает реки на Урале, где я, к сожалению, никогда не был.
На OSM-картах вскоре после этой переправы через Верхнюю Ёргу начинается дорога, помеченная словом "зимники". Я предполагал, что мы там увидим какие-нибудь непролазные колеи метровой глубины и непросыхающую болотину - нечто такое, по чему наши машины могут проехать только зимой, когда всё замёрзнет. В этом случае мы бы с чистой совестью засветло поехали на ночёвку на мыс Бык (это место, где Верхняя Ёрга впадает в Сухону). На всякий случай я прямо на мосту стравился до одной атмосферы. Вообще-то это какое-то дурное давление: слишком маленькое для езды по грейдеру - и слишком большое для езды по бездорожью. И мы поехали дальше.
Однако дорога оставалась вполне нормальной: глинистой, сырой, скользкой, местами неровной - но вполне доступной нашим внедорожникам. Саша шины не спускал, но всё равно уверенно по ней ехал.
Тогда далеко не сразу пришло осознание, что Лодейка была последней жилой деревней на нашем пути, что мы удаляемся от цивилизации. В какой-то момент мы увидели вот такую мощную технику, стоящую на обочине дороги. Водителя внутри не было.
Мы продолжали движение по грейдеру. Посреди следов огромных шин тракторов, грузовиков и тяжёлой спецтехники я обнаружил одинокий след явно гражданского внедорожника, УАЗа или "Нивы": ширина колёс была достаточно небольшой. Такой след всегда в меня вселяет уверенность: если по этой дороге проехал УАЗик или "Нива" - то и Ховер должен проехать! Во всяком случае, если ехать по такому следу, то вероятность утопить, серьёзно повредить или сильно засадить машину - минимальна.
Мы остановились поесть брусники. У нас под Кинешмой (по крайней мере, в окрестностях нашей деревни) её мало, а тут все обочины ею заросли.
Грунт на этой дороге и вообще в этих краях был довольно интересен. На фото кажется, что это настоящий камень. В реальности же это просто плотно сбитая глина. На такой "валун" можно наступить ногой или попрыгать на нём - и он развалится на части.
Саша сказал:
- Мне не очень понятна наша концепция. На часах начало восьмого, солнце уже клонится к закату, а мы продолжаем ехать. Куда мы едем, что мы планируем, чего мы ожидаем?
На самом деле, я не терял надежды, что эта дорога доведёт нас до самого фонтана. В этом случае мы бы там просто заночевали, а утром поехали обратно. Также я допускал, что вот-вот на пути возникнет явно непреодолимое препятствие. Тогда бы мы (поскольку до фонтана оставалось ещё довольно много) просто вернулись обратно и поехали ночевать на мыс Бык. Но в реальности не было ни того, ни другого. Коварство таких дорог в том, что портятся они постепенно, и тут присутствует эффект лягушки, варимой на медленном огне: не всегда получается вовремя остановиться.
Поскольку дорога становилась всё более неровной, мы переключились на пониженную - и поехали дальше. Через некоторое время грейдер кончился, началась обычная заросшая травой грунтовка, покрытая лужами. Но под грунтовкой угадывалась бревенчатая гать, вселявшая надежду - лягушку продолжали варить медленно! А слева и справа от гати местность была весьма болотистая. Тут уже и Саша решил спустить давление в шинах до одной атмосферы.
Если бы не гать, я бы дальше по этой болотине не поехал. Впрочем, если бы не гать - дорога и выглядела бы по-другому. Наверняка были бы огромные колеи от тракторов и грузовиков. А так дорога оставалась относительно ровной. И по ней по-прежнему шёл след узких шин легкового внедорожника!
На двух своих внедорожниках со стравленными шинами на второй пониженной передаче мы продолжили наш путь по гати. Солнце клонилось всё ниже к горизонту, мы уезжали всё дальше от цивилизации - но становились всё ближе к вожделенному фонтану! Неожиданно на дороге попалась лужа. Я остановился и, посовещавшись с Сашей, всё-таки поехал в лужу: если бы застрял - он бы меня выдернул своим Хавалом. Но мы оба проехали эту лужу без затруднений, хотя у меня в голове в тот момент прозвенел первый звоночек: вечер потихоньку переставал быть томным. Вскоре возникла вторая лужа. Она была более глубокой и колеистой, при её проезде не обошлось без езды "по диагонали", когда передние и задние колёса находятся в разных колеях. Ситуация осложнялась тем, что дорога уже стала довольно узкой, а по краям были выкопаны канавы: газанув слишком сильно и с разгону вылетев из лужи не прямо, а под углом - можно было попасть в одну из канав. Также на обочинах лежали брёвна, в которые можно было врезаться. Саша в этой луже немного побуксовал, и без езды "по диагонали" тоже не обошлось.
В момент проезда второй лужи в моей голове отчётливо прозвучал второй звоночек: вечер становился всё интереснее. Хотя следы нешироких шин продолжали вести нас вперёд, словно нить Ариадны, я подумал: если увидим третью такую лужу - останавливаемся и разворачиваемся. Ни к чему на двух не сильно подготовленных внедорожниках без лебёдок на АТ-шинах устраивать приключения в восемь часов вечера в 15 километрах от последней жилой деревни. Но вслух (по рации) я об этом говорить не стал, чтобы не нагонять панику.
Некоторое время дорога шла ровная, весьма неплохая. А потом на пути попалась... нет, не третья лужа, а подболоченная низина, частично заваленная брёвнами и засыпанная землёй (N60°37.910′ E45°32.621′). Мы остановились, пошли на разведку. Выяснилось, что сам-то овражек вполне твёрдый, но неровный: проезжать его было необходимо на околонулевой скорости. А вот выезд из низины скользкий, глинистый, с колеями: его хорошо бы преодолевать с разгона - взять который было неоткуда, поскольку проезд с разгона самого овражка был чреват отрыванием бампера или чего-нибудь ещё. Правда, подъём там был довольно пологий. Легковой внедорожник, ехавший тут перед нами, эту низину тоже проехал - правда, побуксовав на выезде и углубив колею.
В раздумьях мы пошли обратно к своим автомобилям. И тут нам попался на глаза след собаки на дороге... Собаки ли? Мы подумали: откуда здесь собака? До Лодейки было уже почти 20 километров. Саша - довольно опытный охотник, и он по каким-то признакам определил, что след больше похож на волчий, чем на собачий. Ох уж эти таёжные загадки!
Окружающая местность была предельно живописная! На фото кажется: такое спокойствие, такая идиллия, такое умиротворение... Фотография совершенно не передаёт нашего накопившегося к тому моменту напряжения. Казалось бы, сплошной отдых и беззаботность! Ни за что не догадаться по фото, что нам в тот момент нужно было нервно гадать, чей же это след, волка или собаки - и не менее нервно соображать, нужно ли ехать в низину, или пора развернуться обратно. А может, лучше остановиться и заночевать тут, а утром идти до фонтана пешком?
Поскольку нас было две машины, я всё-таки решил проехать низину. Съезд в неё, в отличие от выезда, был твёрдый - так что назад по своим следам я в любом случае должен был вернуться. А в случае кризисной ситуации Хавал мог выдернуть меня назад стропой. Я поехал, а Саша снаружи смотрел и подсказывал, что делать.
Выехать не получилось, в верхней части подъёма я всё-таки застрял. Но не сильно: сдал чуть-чуть назад, Саша меня подтолкнул - и я выехал на твёрдую поверхность. Расслабился, вздохнул с облегчением. Открывая дверь и вылезая из Ховера, думал: теперь уже понятно, что продолжать движение на автомобилях не стоит. Нужно останавливаться и решать: либо ночевать здесь и наутро идти до фонтана пешком, либо ехать обратно ночевать на мыс Бык, а утром... Непонятно, что нужно было делать в этом случае утром.
Но, когда я окончательно вышел из машины и обернулся назад, представшая перед глазами картина резко оборвала мои мысли о планах на будущее. В низине происходило нечто, не до конца поддававшееся разумному объяснению.
Александр разговаривал с какой-то стройной, даже немного хрупкой девушкой, одетой в куртку защитного цвета, короткие джинсы и кеды. Я на всякий случай повернул голову и убедился, что Александра туда не телепортировалась, переодевшись на ходу, а по-прежнему стоит рядом со мной и тоже во все глаза смотрит на происходящее.
Значит, нас, действительно, по каким-то неведомым причинам стало четверо. Но откуда здесь могла взяться эта девушка - в одиночку, без вещей и так легко одетая? В радиусе почти 20 километров здесь кругом лес и нет никакого человеческого жилья (если, конечно, рассматривать только левый берег Сухоны). И пришла она сзади, со стороны Лодейки - то есть мы должны были по дороге её увидеть. Но не видели.
Может быть, у нас наступило помешательство, коллективная галлюцинация? Или эта гостья из леса была мистическим образом ниспослана к нам свыше?
Эти великоустюгские леса и болота были полны загадок: непонятно куда ведущая колея внедорожника, след волка-собаки, а теперь ещё и эта девушка в кедах. Но, так или иначе, нужно было спускаться к овражку и подключаться к разговору...
Продолжение
P.S. Как это обычно бывает, пост в моём Инстаграме, посвящённый первой части путешествия в Опоки, появился чуть раньше, чем это повествование: