Простые и глупые вопросы часто оказываются самыми сложными для ответа. Посмотрите на эту дореволюционную фотографию начала ХХ века.
Это триумфальные ворота в городе Орле на Московской улице. На них начертан год – 1786-й. Почему именно этот год, до сих пор не очень понятно. Историки рассказывают, что эти ворота построены в честь посещения Орла Екатериной II.
Но давайте зададим глупый вопрос: неужели триумфальную арку могут построить в честь обычного посещения губернского города императрицей? Как-то это очень странно, вам не кажется?
Например, Триумфальную арку в Париже построили в честь побед Наполеона. А Триумфальные ворота в Москве – в честь победы над Наполеоном. А Бранденбургские ворота в Берлине в честь заключения победного мира Пруссии с Нидерландами.
То есть всегда триумфальные ворота – это символ какой-то военной победы. А тут вдруг Екатерина II решила, что называется, «планово» посетить город, который ей уже давно принадлежит, и в честь этого строят триумфальные ворота на въезде в город и увековечивают год посещения или строительства (тут, как уже было сказано, не очень понятно). Очень странно.
Подозреваю, что приезд императрицы в Орел был не совсем мирным, а город, вероятно, до ее посещения слабо подчинялся Петербургу.
Эти красивые триумфальные ворота снесут большевики после революции. А то стоит арка посреди города, и у жителей может возникнуть вопрос, а что было-то в этом 1786-м году? А никто толком и не знает.
Мы уже обсуждали тот факт, что Петербург и Москва еще со времен Петра I были, по большому счету, как два отдельных государства. Что Петр I, судя по всему, не от хорошей жизни сделал своей главной резиденцией Петербург.
Он навязывал России европейские порядки вместо устоявшихся народных традиций. Но Москва и срединная Россия вокруг нее с ее древними боярскими родами, как могла, сопротивлялась петербургскому двору.
И до 1812 года между Петербургом и Москвой, вероятно, существовало двоевластие. Шло противостояние между императорским двором и старым допетровским дворянством.
Видимо, город Орел тяготел больше к старым традициям, тоже сопротивлялся новшествам Петра и его наследников и наследниц. Но Петербург благодаря военному и техническому превосходству наступал все дальше и дальше вглубь исторической России, устанавливая новые порядки на европейский лад. И в какой-то момент Орел перешел под полный контроль Петербурга. И, видимо, значение этой победы было столько велико, что в честь присоединения города было решено воздвигнуть триумфальную арку.
Еще немного сведений из истории. В соответствии с указом Екатерины II «Об учреждении Орловского наместничества» от 5 (16) сентября 1778 года было образовано Орловское наместничество на 13 уездов. Губерния получила наименование «наместничество» и управлялась генерал-губернаторами. Вот, видимо, время присоединения к Российской империи города Орла.
А к 1786 году, вероятно, закончилось строительство триумфальной арки в честь взятия города. Царица, якобы, в июне 1787 г. выезжала через Московские ворота из города, возвращаясь из Крыма в Петербург.
Кстати, Орёл всегда славился своей непокорностью. Историки рассказывают, что орловские жители очень долго сохраняли дохристианские верования, противились христианизации (здесь проживало языческое племя вятичей). Видимо, европейские порядки местным жителям тоже были не особо по нраву, так что их пришлось присоединять военным путем.
При этом Москва до 1812 года благодаря своему могуществу все еще продолжала сопротивляться этому ползучему поглощению.
Согласно 4-му изданию Британской энциклопедии 1810 года, цитирую:
«Несмотря на то пристрастие, которое Пётр питал к Петербургу, в котором обосновались все будущие государи, кроме Петра II, Москва, <…> до сих пор является самым густонаселённым городом Российской империи.
Здесь правят главные вельможи, не принадлежащие ко двору; здесь они владеют огромным количеством слуг; они любят потакать своему вкусу ради более грубого и роскошного великолепия в древнем стиле феодального величия; и они не затмеваются, как в Петербурге, пышным великолепием двора».