В ее биографии ищут жареные факты, объясняя успех политика хитрыми схемами неких закулисных сил. И боятся признать: карьерой Меркель обязана исключительно своей личности. Она – самая влиятельная в мире женщина-политик, имеющая твердые убеждения и готовая их отстаивать, рулевой, способный вывести европейский корабль из кризиса.
Дочь пастора
Ангела Доротея родилась в Гамбурге 17 июля 1954 года в семье учительницы английского языка и латыни Герлинды и протестантского пастора Хорста Каснера. Ее дед, Людвиг Казмирчак, когда-то эмигрировал из Польши в Германию и переделал фамилию на немецкий лад. В свое время его отправили служить на территорию ГДР – чтобы восполнить дефицит священников и противостоять развитию атеизма. Каснер поддерживал концепцию «церковь в условиях социализма», поэтому ему разрешали выезд на Запад, что было редкостью для восточных немцев. Прекрасный дом, две машины – большая роскошь в то время. Его даже называли «Красным Каснером». Но сделать из него осведомителя спецслужбам ГДР не удалось.
«Мое детство было безоблачным», – говорила Меркель. Ангела росла своенравной, обожала яблочный сок и биточки и мечтала стать учительницей. Она злилась, когда мать посылала ее в огород за петрушкой, и любила лазить по деревьям. Однажды даже залезла в дупло на смолистом дереве – и безнадежно испортила дорогой спортивный костюм. Профессию отца она старалась не афишировать. На вопрос, кем он работает, отвечала так невнятно, что многим вместо слова Pfarrer (пастор) слышалось Fahrer – шофер.
В школе, как все, вступила в пионерскую организацию, а позже – в гэдээровский комсомол – Союз свободной немецкой молодежи. Ходила на собрания и на субботники. Обычная девочка – но с характером. Как-то на уроке физкультуры Ангела должна была прыгнуть с трехметровой вышки в бассейне. Она очень боялась и не решалась шагнуть с доски. Но и не уходила, простояв на доске почти 40 минут. Зазвенел звонок. Можно было с облегчением вздохнуть. Но ровно в этот момент она прыгнула.
«Меркель, – пишет ее биограф, – тяжела на подъем, для принятия решений ей требуется время. Но если она решение приняла, то уже не отступит. На мой взгляд, в этом же заключается секрет ее политического успеха. Она ничего не предпринимает без длительной подготовки. Но когда решение принято, то Рубикон перейден, и она борется до последнего».
Ангела дважды выиграла олимпиаду по математике и в 1968 году вместе с другими победителями посетила Москву. Она изучала русский и до сих пор неплохо на нем говорит. В 1973 году Ангела с отличием окончила школу. Выпускной вечер почти не запомнила – выпила слишком много вишневого виски. Осенью она переехала в Лейпциг, поступив на физический факультет Лейпцигского университета имени Карла Маркса.
В Союзе немецкой молодежи университета студентка Каснер отвечала за пропаганду и агитацию. По ее словам, это были разные культурные проекты. Она выиграла олимпиаду по русскому языку и вновь побывала в СССР. Но вступать в партию и сотрудничать со Штази категорически отказалась.
«Я объяснила им, что совершенно не справлюсь с работой, потому что по характеру ужасная болтушка», – рассказывала Меркель.
Образцовой девушкой Ангела не была. «Я любила студенческие дискотеки. На две песни гэдээровской эстрады там приходилась одна западная. Мне нравились «Битлз» и «Роллинг стоунз». Она почитывала диссидентские книги, курила по пачке в день – правда, потом бросила, загорала на нудистском пляже. И мыслила практично. В ГДР «Товарищество по торговле овощами и фруктами» платило частным лицам 4 марки за килограмм черники. Торговля ягодами поддерживалась госдотациями, поэтому в магазинах черника стоила вдвое дешевле. Ангела с друзьями занялись спекуляцией: «Один из нас покупал в магазине килограмм черники за две марки, другой час спустя сдавал его за четыре марки». А еще Ангела проводила в университете дискотеку «Ангела». Пока друзья танцевали, она продавала вишневый виски за барной стойкой.
Во время поездки в Москву Ангела познакомилась со студентом-физиком Ульрихом Меркелем. И на четвертом курсе стала Ангелой Меркель. Невеста была в голубом – это ее любимый цвет. Казалось бы, двум умным физикам легко найти общий язык. Но муж – домосед и немного зануда – быстро наскучил Ангеле. Через пять лет, в 1982 году, она ушла от него. «Однажды она собрала свои вещи и покинула нашу общую квартиру. Так она решила сама», – вспоминал Ульрих. Ему досталась мебель, Ангеле – стиральная машина.
Позже она говорила: «Мы поженились, потому что все женились. Сегодня это звучит глупо, но я подошла к браку без необходимой серьезности».
Когда Ангела вывозила вещи из съемной квартиры, ее подруга пошутила: «Оставь что-нибудь на память Ульриху». «Хватит того, что я оставляю себе на память его фамилию», – мрачно буркнула Ангела. Фамилия и правда звучная: она перекликается с немецким словом merklich – «заметный», «выдающийся».
Алла Горбач (с) "Лилит" * Фото: news.obozrevatel.com