«Сказка для медведя» американского писателя Денниса Хейзли (СПб.: Гудвин, 2020) — это вовсе и не сказка в классическом понимании, а история о волшебной силе чтения, о том, как любовь к книгам сближает не только людей, но и, что удивительно, людей и животных, меняет их взгляд на мир.
Деннис Хейзли описывает необычную ситуацию: летним погожим днем любознательный медведь случайно набрел на дом в лесу и заинтересовался занятием женщины на поляне. Желая понять, что же она все-таки делает, почему вдруг то смеется, то подолгу сидит в задумчивости, мишка стал ежедневно наведываться на поляну и украдкой наблюдать за происходящим.
В один из дней он так осмелел, что подошел к женщине совсем близко. Она не испугалась и решила почитать ему. Медведь заметил у нее в руках листы с непонятными знаками, которые уже видел однажды, — на клочке бумаги, брошенном в лесу.
Так и завязалось это странное знакомство. Все лето медведь (или Медведик, как назвала его женщина) приходил послушать истории о приключениях и далеких странах.
«Жил да был один мореход. Он много лет странствовал по разным морям, но наконец решил вернуться домой».
Возможно, они читали о приключениях Синдбада-морехода?
«Всякий раз, когда она читала ему, он чувствовал, что происходит что-то необычное и даже волшебное».
Волшебства истории добавляют иллюстрации Джима ЛаМарша. Они задают общую атмосферу душевных встреч благодаря сложной теплой цветовой гамме, продуманной до мельчайших нюансов. В иллюстрациях особенно поражает игра света и фактуры.
При первом знакомстве с книгой создается ощущение, что они выполнены сухой пастелью. А это довольно редкая техника в книжной иллюстрации, поскольку такие рисунки сложно сканировать.
Чтобы разобраться в теме, пришлось изучить статьи о Джиме ЛаМарше. Художник создает на акварельной бумаге Arches акриловые отмывки теплых оттенков, по которым работает цветными карандашами, используя их боковую плоскость. Такая техника позволяет наносить много слоев или же оставлять фактуру бумаги. Поэтому в реалистичных работах Джима ЛаМарша появляется особая сказочная дымка и сияние.
«Слова, которые она произносила, превращались в сказку. В сказку для ее медведя».
В истории нет захватывающего сюжета и приключений. Это элегическая фантазия на тему чтения, неспешное повествование, приглашающее к размышлениям и обсуждению. Рекомендую книгу для детей старше 5 лет и, конечно, для всех ценителей книжной графики, интересующихся необычными техниками в иллюстрации.