Найти тему
Егор Холмогоров

Стаи славян-свиноводов. Борис Акунин против русской истории

У Вашего покорного слуги вышла новая книга. Она называется «Миражи лжеистории. Историческое знание в эпоху постправды» (М.: Книжный мир, 2021 — заказать можно здесь). Эта книга посвящена анализу разных версий псевдоистории — русофобской публицистике Бориса Акунина, разоблачительной псевдоматематике Фоменко-Носовского, хулиганскому нигилизму Галковского в отношении берестяных грамот.

На этом канале я размещу некоторые, наиболее интересные широкому читателю фрагменты книги, и начнем с материалов, посвященных многотомному русофобскому сочинению Бориса Акунина «История Российского государства», которым забиты полки всех магазинов.

-2

Первый том проекта Акунина называется «Часть Европы», за ним должен последовать второй, где русское государство превратится в «Часть Азии». А далее, как сообщает автор, он расскажет о том, как «Русь-Россия... приступила к созданию государства метисного европейско-азиатского типа». Подобных абсурдных формулировок в книге множество, и именно они прежде всего привлекли внимание насмешливых читателей и критиков.

По страницам «Истории» Чхартишвили мыкаются какие-то «русославяне» (кто это такие, автор так внятно объяснить и не смог, несмотря на попытку на с. 40, — наверное, это родичи ирландо-кельтов, мадьяро-угров и еврее-семитов), шатаются «таборы блуждающих земледельцев» (с. 26), бродившие по Евразии, в то время как в лесной зоне отсиживаются финны, управляемые «кастой волхвов» (с. 24). На них налетают свирепые гунны, у которых вместо семьи была «какая-то стаеобразная форма полигамии» (с. 36).

Гунны
Гунны

Что такое «стаеобразная форма полигамии», не очень понятно, а главное — неизвестно, откуда автор её взял. Существуют два описания нравов гуннов — у восточно-римского дипломата Приска Панийского и у историка Аммиана Марцеллина. Первый говорит о многоженстве гуннов на примере Аттилы. И ничего стаеобразного в его описании нет — всё вполне сходно с любым восточным гаремом. Один муж — много жен: «Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай...».

У Аммиана Марцеллина в его знаменитом описании гуннов (Римская история XXXI. 2) всё еще проще: «Кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, соединяются с мужьями, рожают, кормят детей до возмужалости». Тут нет даже следов полигамии: кибитка, муж, жена. Нужно ну очень богатое эротическое воображение, чтобы увидеть в этом таборе какую-то «стадную полигамию».

-4

Автора «Гетики» Иордана Акунин называет «Иорданесом» (с. 48), как какой-нибудь «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона» в позапрошлом веке. Этот «Иорданес» выдает незнакомство автора с правилами современного научного словоупотребления. В современном русском языке принято отсекать латинские и греческие окончания. Мы не называем Григория Чхартишвили «Григориос», а Гая Юлия Цезаря — «Кайус Юлиус Кайсар». Что еще более существенно, это написание выдает незнакомство автора с самим трактатом Иордана, имеющим добротный русский перевод.

Наконец, просочившись между блуждающими таборами и полигамными стаями, на свет божий вылезают славяне, которые (тут для уничижительной характеристики автор делает выписку из Карамзина) были «в грязи, пыли, без всякой опрятности» (с. 48).

Славяне в представлении Акунина и Сакурова
Славяне в представлении Акунина и Сакурова

Художник И. Сакуров старательно вырисовывает очень грязных и немытых славян (с. 49) — точно по описанию Прокопия, цитируемому Карамзиным. Не будем его осуждать, - в конечном счете, лучше горькая, но правда. Но вот загвоздка, всего через 11 страниц (с.60) Сакуров помещает чистенько вымытых и прилизанных древних балтов, что правдой, мягко скажем, не является, и не основано ни на каких источниках. После такого контраста тщательность выписывания «грязных славян» вызывает известные подозрения в пристрастности, если не сказать — расистском отношении к нашим предкам.

Литовцы в представлении Акунина и Сакурова
Литовцы в представлении Акунина и Сакурова

Не была ли эта неопрятность связана с тем, что в своем хозяйстве, по утверждению Акунина, «древние славяне по большей части ограничивались разведением свиней» (с. 359)? Здесь мы сталкиваемся с неведением в том, что касается археологических данных о древнем славянстве. Исследование археологами костей животных, найденных при раскопках славянских поселений, показывает: в основном славяне разводили крупный рогатый скот.

Вот, например, состав костей на славянском селище VI–VIII веков Девинске Язеро в Словакии: крупный рогатый скот — 46%, овца — 24%, свинья — 22%, лошадь — 6%, куры — 1%. Тот же процент свиных костей и на поселении Бржезно в Чехии: крупный рогатый скот – 52%, свинья – 22%, овцы – 11%, лошадь – менее 2%, куры – 10%, утки 2% (Седов 2002: 304). Свиноводство в средние века было больше характерно для Западной Европы, где ценность леса определялась величиной стада свиней, которое могли прокормить его желуди.

-7

Столь же неточны и представления Акунина о земледелии ранних славян: «Сеяли эти примитивные земледельцы в основном просо, гречиху, полбу. Рожь, ячмень и пшеница стали занимать важное место в рационе русославян, очевидно, уже после миграции» (с. 49). Ни на школьных уроках ботаники, ни позднее Григорию Чхартишвили никто не рассказал, что «полба» — это и есть пшеница, группа видов пшеницы с пленчатым зерном.

Что же до преобладания проса, то этот тезис опровергается раскопками в том же Бржезно: 46% найденных семян – пшеница, 32% — ячмень, 11% — рожь, 10% — овес, и только 1% — просо (Седов 2002: 303). Впрочем, мы можем заглянуть и на самую периферию раннеславянского мира, в селище Ермошино (Невельский район Псковской области), – и обнаружим ту же картину: на первом месте в отмывках культурного слоя зерна пшеницы, как пленчатой (полбы), так и голозерной, на втором – просо, на третьем – ячмень, на четвертом – рожь (Лопатин Н. В., Фурасьев А. Г. 2007. Северные рубежи раннеславянского мира в III–V веках н. э. М.: Институт археологии РАН: стр. 132). Пшеницу, и голозерную, и полбу, славяне сеяли всегда. Главным изменением в сельском хозяйстве славян при продвижении на север и вглубь Русской равнины стало освоение культуры ржи, что позволило им значительно продвинуться в зону рискованного земледелия и, в конечном счете, создать Русь.

Даждьбог (современное фэнтезийное изображение)
Даждьбог (современное фэнтезийное изображение)

Славяне, если верить Чхартишвили, поклоняются Даждьбогу, «богу солнца и дождя» (с.51) — тут уже самый стойкий читатель закрывает рукой лицо. Никакого отношения к дождю бог солнца и щедрот, Даждьбог, не имеет, так же как Перун не имеет никакого отношения к пуховым перинам, Стрибог — к стрингам, а Велес — к велосипедам.

Дажьбог (так правильней) имеет отношение исключительно к дарам, даяниям, это, говоря по-нынешнему, «Дай-бог» — бог щедрого Солнца. Переводя греческую хронику Иоанна Малалы, где упомянут эллинский бог Солнца Гелиос, русские книжники уверенно превратили Гелиоса в Дажьбога — «и царствова сын его именем Солнце, егож наричють Дажьбогъ» (Ипатьевская летопись 2001: 279).

Продолжение следует. А пока — подписывайтесь на мой канал.