Найти тему
Планета людей

Коммунистическое православие. Две церкви

Оглавление

В прошлый раз мы говорили о зарождении нового течения православия - обновленчества, которому очень активно покровительствовали советские органы.

Но стремительный взлет на пик могущества за какой-то один неполный год обернулся для идеи долгим мучительным падением.

Лидер церкви под следствием

В 1922 году был арестован патриарх московский Тихон (Белавин). Причиной ареста была "контрреволюционная деятельность". Сторонник февральской революции, очень негативно относившийся к Распутину и потому к царсвенной чете, Тихон действительно очень негативно воспринял октябрьскую революцию 1917 года.

Патриарх Тихон, фото предположительно 1920-х годов.
Патриарх Тихон, фото предположительно 1920-х годов.

Известен занятный факт - в январе 1918 года Тихон официально отлучает от церкви (анафемствует) большевиков. На самом деле, речь совсем не о большевиках - анафема касалась тех, кто развязывает гражданскую войну. Однако же о Брестском мире и некоторых других действиях Тихон высказывался очень и очень резко.

Дальше была сложная ситуация с темой реквизиции ценностей церкви по инициативе Троцкого. В 1922 году Тихон был арестован, находился под стражей. Почти все время он был на территории Донского монастыря, куда к нему и приезжали Введенский с Красницким.

Для большевиков арест Патриарха был темой очень сложной. Не секрет, что несмотря на пропаганду всех революционных партий, несмотря на довольно холодное отношение к Николаю II россияне сохраняли православную веру. Разгром храмов вел к протесту - даже если не деятельному, то все равно неприятному. Тема гонений на религию муссировалась в западной прессе. Посадка и тем более расстрел священников были делом спорным с точки зрения Конституции, а к 1922 году страсти гражданской войны вроде бы утихали. Страна хотела мира, но религиозная тема была очень острой - ведь вожди православия поддерживали настрой на борьбу с новым руководством.

В частности, попытка поддержать обновленчество - это как раз и была попытка организовать мягкий переход религиозной темы под контроль страны.

Патриарх вернулся!

Тихон был настроен негативно к большевикам, но он был патриархом, ответственным за церковь. И тоже не мог бросить вверенную ему Богом организацию. Там была особая история - при выборах патриарха всероссийского по итогам голосования Тихон набрал меньше всего голосов среди митрополитов; но решал в итоге жребий, и жребий указал на Тихона.

Дело решилось летом 1923 года. Первый обновленческий собор под председательством Грановского вынес постановление о том, что бывший Патриарх Тихон - контрреволюционер, его анафемы не имеют значения и потому не надо к ним прислушиваться. Тихон понимает что именно эти люди сейчас будут представляться руководством церкви.

И вот 16 июня 1923 Тихон принимает важное решение и выводит церковь из политической борьбы. Он обращается в суд с ходатайством:

Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР, я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее:
Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям. Как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном Заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня изъ под стражи.
При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции

Это было идеальным выходом из ситуации для властей. Обновленцы уже начали свое дробление на мелкие организации. Красницкий уже теряет авторитет своим откровенным доносительством. Многие священники поддерживают обновленцев лишь по той причине, что это единственные официальные руководители. К тому же международные СМИ ведут довольно активную пропаганду, а политики довольно нагло требуют от советской власти прекратить безобразия.

Через неделю после ходатайства, 23 июня, тихона освобождают из-под стражи. а еще через три дня, 26 июня, ему официально разрешают продолжить руководство Патриаршьей церковью. Впрочем, расследование продолжается, но 13 марта 1924 года дело будет закрыто за отстутствием состава преступления.

Официальная заметка
Официальная заметка

В июле газеты публикуют воззвание Тихона к священникам и прихожанам, где он делится с ними своим видением ситуации, поддерживает переход на новй стиль - и повторяет:

Отныне Я определённо заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг.

Это было невероятной новостью для всех верующих. Настоящая церковь. Настоящий Патриарх, отец Тихон вернулся. Живой и здоровый.

Да, увы, это было ненадолго. Патриарх был стар, и 7 апреля 1925 года он умер от сердечной недостаточности.

Однако за эти два года он действительно успел восстановить патриаршью церковь. Известны такие воспоминания о погребении Тихона:

К Донскому стечение народа было огромное. По приблизительному подсчёту, там перебывало в те скорбные дни не менее одного миллиона людей. Вокруг Донского все ведущие к нему улицы и вся Калужская площадь были запружены народом. Уличное движение по ним прекратилось, трамваи доходили лишь до Калужской площади. Порядок поддерживался рабочими-распорядителями, у которых на рукаве была чёрная повязка с белым крестом. ... Очередь от Нескучного - версты 1,5 от монастыря - шла по четверо в ряд. Передвигались до собора более трёх часов. Беспрерывно пополняясь у Нескучного вновь прибывающими, этот медленно день и ночь движущийся людской поток не походил на обычные «хвосты». Это было торжественное шествие...
В день погребения Патриарха ...служба, по установленному чину, началась в 7 ч. утра и продолжалась до наступления темноты. Двери собора были открыты настежь, т. ч. не поместившимся внутри его и стоявшим впереди было слышно богослужение, а пение доносилось и дальше. От вторивших ему передних рядов оно перекатывалось в задние, и пела вся многотысячная толпа. Это было заупокойное служение всенародное. Духовный и молитвенный подъём был так велик, что даже не слышалось плача. Это было не только погребение Патриарха Тихона, но и всенародное его прославление
Популярность Тихона в народе в 1925 году была неимоверной - и его церковь тоже вернула себе уважение
Популярность Тихона в народе в 1925 году была неимоверной - и его церковь тоже вернула себе уважение

Понятно, что обновленцы, люди, которые и раньше были не согласны с Патриархом, воприняли его возвращение негативно. Вот только-только они отлучали его безнаказанно, лишали монашеского сана и, казалось, пользовались в этом вопросе полной поддержкой властей... И тут вдруг Тихон не только возвращается, но и получает контроль над старой церковью.

Никто из лидеров обновленцев не хотел сдавать позиции. Обновленцы планируют проведение второго собора, но уже в июне 1924 года они организуют "Великое предсоборное совещание" и приглашают туда аж Патриарха Константинопольского. Понятно, сам патриарх не едет, приезжает архимандрит Димопуло, который подтверждает благосклонность к обновленцам и даже помогает принять постановление, что экс-патриарх Тихон - не руководитель русского православия, а глава секты. Ронять Патриарха надо было любой ценой.

Второй советский, первый обновленческий.

Но кроме восстановления Патриарха была у обновленцев и вторая беда - серьезные внутренние разногласия.

Три организации - Живая церковь, СЦВ и СОДАЦ - оформились уже к концу 1922 года. И оформились они не просто "формально" - их возглавляли люди, не доверяющие друг другу.

Было принято решение - провести собор обновленцев, обсудить вопросы, принять какие-то общие решения.

Участники Второго Поместного собора
Участники Второго Поместного собора

Действительно, Второй Поместный Всероссийский собор состоялся в апреле 1923 года. Председательствовал на нем епископ Антонин (Грановский). Собор принял несколько решений, основными из которых считают решение по лишению патриарха Тихона всех чинов - и Патриарха, и даже монаха; разрешение белого епископата и даже разрешение всем священникам разводиться и жениться повторно; отмена монашества и превращение монастырей в трудовые коммуны.

Сплочения, впрочем, не произошло. Последствия собора были катастрофичными.

Мало того, что Тихон, котрому принесли в монастырь решение о лишении, анафемствовал весь собор и все обновленчество. Мало того, что священники уже практически нелегальной старой патриаршьей церкви прокатились по этим решениям как катком. Лидеры обновленчества на этом соборе разругались окончательно. Епископ Антонин напишет чуть позднее:

Ко времени Собора 1923 года не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой. Живоцерковнические и содацевские архиереи не хотели посвящаться в епископы, их производили сразу во второй чин архиепископа. Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков.

Лидеры СОДАЦ и Живой церкви не оставались в долгу. Причем, наверное, подобные слова говорились немного в сердцах и с приукрашиванием, но не на пустом месте.

Через месяц после этого собора Тихон возвращается к работе по восстановлению патриаршьей церкви. Одновременно те чиновники, которые были заинтересованы в развитии обновленчества, предприняли попытку как-то вернуть лидеров движения к верному пути.

"Что делать?"

Обновленчество попадает в глубокий кризис. Но проект-то перспективный, и власти пробуют ответить на вопрос мэтра Чернышевского.

Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б) расформировывает Высшее церковное управление (к тому времени оно называлось Высшим церковным советом) и вместо него создает новый Синод. Руководить этим синодом поставили епископа из Живой Церкви, Евдокима (Мещерского). Но было требование - обновленцы должны были забыть о разногласиях и договориться. Хотя бы против Тихона.

Однако сначала Живая церковь, а затем и СЦВ Грановского отказались признавать решения Синода. По-настоящему Синод поддержал только СОДАЦ Введенского.

А патриаршья церковь продолжает набирать очки - как у прихожан, так и у властей. 21 января 1924 года умирает Ленин. И появляется интересный вопрос - а можно ли тем прихожанам, которые скорбят по Ильичу, поминать его? И будет ли служба в церкви по Ленину? Вроде с одной стороны, Тихон анафемствовал большевиков, с другой - он исправился, да и Ленин церкви не сжигал, с третьей - ну не по-коммунистически как-то - Ленина отпевать. Но Тихон нашел гениально мудрый ответ, опубликованный советскими газетами:

"Вечерняя Москва", №20 за 1924 год
"Вечерняя Москва", №20 за 1924 год

И в этот период обновленчество теряет сразу двух своих лидеров. И Красницкий, и Грановский настолько резко отказываются от инициативы властей об объединении и договоренности, что фактически оказываются за пределами интересов ЦК большевиков и НКВД. Нет, их не арестовывают, не обвиняют ни в чем, их деятельность как бы продолжается считаться обновленческой... но ни средств, ни поддержки со стороны государства им больше не оказывается. И с патриаршьей церковью они разругались настолько сильно, что даже не думают о возвращении.

Грановский, отказавшийся себя считать митрополитом, вел службы СЦВ в Москве. Но в 1926 году епископ Антонин заболеет, в январе 1927 года умрет от рака, а в 1928 году СЦВ будет запрещен, и его члены вольются в патриаршью церковь.

Красницкий, самый непримиримый, практически создатель движения, еще попытается в 1924 году поинтриговать против Тихона, но без поддержки государства ничего не выйдет. В к концу 1924 года от Живой церкви, такой всемогущей, остается маленькая горстка фанатов отца Владимира. Сам же Красницкий будет настоятелем то одного, то другого храмов, в которые почти никто не ходит. Он умрет в 1936 году от гриппа.

Дело обновленчества остается в руках Александра Введенского. Да, он будет бороться до конца, но этот конец будет уже скоро. Впрочем, об этом - в следующий раз.