Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Советский Ford GT40

В 1970 году в Таллине Артур Мысовский спроектировал и построил очень интересный самодельный автомобиль под названием «Aiar». Автомобиль был построен в двух экземплярах. «Aiar» очень сильно напоминал легендарный спорткар Ford GT40.

Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстонская ССР, Таллин
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстонская ССР, Таллин

Артур Мысовский был милиционером из Таллина. Проектируя свой автомобиль, он видимо был сильно вдохновлен дизайном спорткара Ford GT40. У Эстонского форда кузов стремительных очертаний был выполнен из стеклопластика; двери открывались снизу вверх. Двигатель, как это подобает спортивному автомобилю, был размещен сзади, а под передним капотом – вместительный багажник.

Двигатель был выбран МеМЗ-969. Прозрачные купола из оргстекла прикрывали сдвоенные передние фары, создав плавный переход от облицовки к кузову. Максимальная скорость была заявлена 150 км/ч. В дальнейшем была предпринята попытка разместить двигатель спереди.

Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстонская ССР, Таллин
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстонская ССР, Таллин

Автомобиль «Aiar» строился три года. Артур Мысовский самостоятельно выполнял роль конструктора, дизайнера, механика и даже маляра. В 1970 году автор автомобиля был награжден призом за отдельные качества конструкции от журнала Техника Молодежи.

Уникальный советский спорткар по сравнению с другими самоделками из СССР остался буквально без внимания. О машине были небольшие публикации в журналах «Техника Молодежи» и «Моделист-Конструктор». При популяризации советского самодельного автостроения, об «Aiar» буквально молчали, несмотря на два выпущенных образца.

Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстонская ССР, Таллин
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстонская ССР, Таллин

Все сильно удивятся, но оба автомобиля дожили до наших дней. Состояние спортивных машин не совсем потребное. Они находится в одной из частных коллекций в Эстонии. К сожалению, иные подробности мне неизвестны. Несколько фотографий нынешнего состояния Эстонских спорткаров с просторов интернета:

Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония
Самодельный автомобиль Артура Мысовского «Aiar», Эстония

В заключение несколько фотографий Ford GT40, который видимо вдохновил своим дизайном автора автомобиля «Aiar»:

Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40
Ford GT40

© Юрий Дорошенко

Источники:
1.
VK – Автомобили из СССР
2. Техника Молодежи №12 за 1970 год
3. Техника Молодежи №10 за 1976 год
4. Моделист-Конструктор №12 за 1976 год