Васнецов - главный "художник по богатырям" русского культурного мира. Сейчас он более всего известен благодаря знаменитой картине "Три богатыря", но у него много и других полотен на означенную тему. В том числе - "Бой скифов со славянами" (холст, масло), написанный в 1881 году.
Сейчас находится в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.
Интерес военного историка (оставим в стороне чисто художественное значение картины) здесь состоит в том, что на полотне изображен самый настоящий анахронизм. То есть - соединение вместе двух явлений из совершенно разных эпох, из разных хронологических пластов.
На переднем плане - сшибка классического русского богатыря - в длинной кольчуге, коническом шлеме, с цельнометаллической булавой (ноги его, между прочим, в железных стременах!) - с условно-классическим "скифом", каким себе его Васнецов представлял. От настоящего скифа здесь только характерный кожаный колпак на голове, и еще, может быть, штаны (сейчас скифские штаны реконструируются похоже).
Стремян у скифа нет. У его сородичей, налетающих справа, тоже. Да и копейщиками скифы, согласно современным научным данным, не были, они все больше по луку...)
Слева налетает, стаптывая врага конем, такой же типично средневековый русский дружинник, и рядом со скифом, которого он вбивает в траву, в отчаянном жесте защиты вскидывает руку другой славянский воин, с характерной шевелюрой, также в кольчуге - а разгоряченный всадник, похоже, не успевает остановить коня...
Накал страстей. Великолепно переданная динамика боя.
За исключением того, что на картине изображены славянские воины в доспехах примерно XI - XIII века. Их со скифами разделяет примерно полторы тысячи лет. Это больше, чем нас - с нашими богатырскими предками. Скифы исчезают за пару веков до рождения Христа, а первые славяне (под именем антов) появляются на исторической арене в пятом веке нашей эры. В ту пору они не имели ни таких доспехов, ни такого оружия, ни даже таких коней, воюя преимущественно пешком, топорами, копьями и дротиками.
Но дело скифов долго жило и процветало. Еще в Средневековье скифами ученые книжники называли всех вообще кочевников - и печенегов, и половцев, и хазар, и иногда даже готов. Именно абстрактных кочевников и имеет в виду Васнецов - в его видении это полотно изображает глобальное противостояние Руси со Степью.
О том же, когда исчезли настоящие скифы, во времена Васнецова еще точно не знали. Их история и культура была более-менее изучена только в XX веке.