Найти в Дзене

Фестиваль Monsters of Rock 1991 - Тушинское побоище

Фестиваль "Monsters of Rock" прошёл 28 сентября 1991 года в Москве, на поле аэродрома Тушино. Случилось это вскоре после августовского путча ГКЧП. Это был один из крупнейших рок-фестивалей в мире, на нём присутствовало не менее 700 тысяч зрителей. Причина такой массовости проста: в концерте приняли участие супер-звёзды мировой рок-сцены - группы "AC/DC" и "Metallica", при этом вход на него был бесплатным. Помимо указанных групп в фестивале приняли участие американские команды "Black Crowes" и "Pantera", а также московская метал-группа "Электро Судорожная Терапия" (сокращённо "Э.С.Т.").

Фестиваль был проведён российской корпорацией "BIZ Enterprises", возглавляемой Борисом Зосимовым и зарубежной компанией "Date 2 Warner Inc".

Музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис, глава компании "BIZ Enterprises" Борис Зосимов и главный редактор журнала "Drive" Александр Попов за сценой фестиваля "Monsters of Rock" в Тушино 28 сентября 1991 года.
Музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис, глава компании "BIZ Enterprises" Борис Зосимов и главный редактор журнала "Drive" Александр Попов за сценой фестиваля "Monsters of Rock" в Тушино 28 сентября 1991 года.

Хочу отдельно подчеркнуть особый момент - зрителям было разрешено проносить с собой на концерт алкогольные напитки.

Представитель американских СМИ возле аппаратуры с антенной
Представитель американских СМИ возле аппаратуры с антенной
В распоряжении американцев был дирижабль.
В распоряжении американцев был дирижабль.

Я был официально аккредитован на фестиваль "Monsters of Rock" в качестве фотографа. Однако, как фотожурналиста, на концерте меня ждало очень сильное разочарование. Несмотря на наличие у меня аккредитации, американское секьюрити не пропустило меня в фотопит возле сцены, лишив меня возможности сделать красивые, крупноплановые концертные снимки. Не помогло делу даже то, что я был лично знаком с организаторами фестиваля с российской стороны. Американцы вели себя жёстко и несгибаемо, российских фотографов в фотопит они не пустили.

Фотографы за спинами милиционеров. Мы думали, что с этого места можно будет фотографировать, но позже нас отсюда, мягко говоря, попросили уйти.
Фотографы за спинами милиционеров. Мы думали, что с этого места можно будет фотографировать, но позже нас отсюда, мягко говоря, попросили уйти.

Да, что там говорить о фотографах. На концерт приехали российские милицейские начальники федерального уровня. Они подошли к сцене с тыльной стороны. Уж не знаю, куда они хотели пройти, на сцену, или куда-то ещё, но только американцы их не пропустили.

Представитель американского секьюрити не пропускает российское милицейское начальство федерального уровня к сцене фестиваля.
Представитель американского секьюрити не пропускает российское милицейское начальство федерального уровня к сцене фестиваля.

Тогдашний главный начальник московской милиции Аркадий Мурашов попытался "навести порядок" и "разрулить ситуацию". Он то ли хотел куда-то пройти, то ли пытался призвать американцев к порядку, но те стояли скалой, Мурашова никуда не пропустили и его требования проигнорировали.

Главный начальник московской милиции Аркадий Мурашов (в центре кадра в пиджаке) пытается пройти к сцене фестиваля, но представители американского секьюрити не пропускают его.
Главный начальник московской милиции Аркадий Мурашов (в центре кадра в пиджаке) пытается пройти к сцене фестиваля, но представители американского секьюрити не пропускают его.

Понимая, что мне не удастся сфотографировать музыкантов "во весь кадр", я приуныл. Вышел на поле, где находились зрители, сфотографировал оттуда сцену. Но разве это те снимки, о которых я мечтал? Расстроенный я вернулся за сцену.

За сценой фестиваля. Справа - два фотографа Жора Молитвин и Саша Шишкин.
За сценой фестиваля. Справа - два фотографа Жора Молитвин и Саша Шишкин.

Позади сцены, за специальным ограждением были установлены армейские палатки. Они заменяли собой гримёрки. В них музыканты - участники фестиваля могли переодеться и подготовиться к концерту. За ограждения, к палаткам музыкантов меня не пустили. Я присел на какие-то ящики и стал ждать. У меня была надежда, что музыканты выйдут к фотографам, чтобы немного попозировать.

Фотогалерея 1:

Моя надежда оправдала себя, но только отчасти. Меня увидели Жан Сагадеев со-товарищи из группы "Э.С.Т." и вышли из-за ограждения, чтобы я смог их сфотографировать. Правда, Сагадеев был в своём репертуаре, как только я сделал один единственный кадр, Жан куда-то испарился. На этом одном единственном кадре Сагадеев стоит с закрытыми глазами.

Группа "Э.С.Т." за сценой фестиваля.
Группа "Э.С.Т." за сценой фестиваля.

Музыканты из группы "Pantera" дружно сидели возле своей палатки. Поскольку меня они не знали, то ко мне не подошли. От меня до них было довольно-таки далеко и сделать снимок оттуда, где я стоял, было невозможно.

Участник группы "Pantera". За его спиной палатки, выполняющие роль гримёрок для музыкантов-участников фестиваля.
Участник группы "Pantera". За его спиной палатки, выполняющие роль гримёрок для музыкантов-участников фестиваля.

А вот американский фотограф ходил возле палаток с музыкантами беспрепятственно и фотографировал их как хотел и откуда хотел. Его и в фотопит перед сценой спокойно пропускали.

Девушки присели отдохнуть возле заграждения. Композиция получилась живописной и тем самым привлекла моё внимание.
Девушки присели отдохнуть возле заграждения. Композиция получилась живописной и тем самым привлекла моё внимание.

Я очень надеялся увидеть и сфотографировать "AC/DC" и "Metallica". Но "AC/DC" до концерта возле палаток я так и не увидел. А "Metallica" прошмыгнула в свою палатку быстрёхонько. По ним было видно, что они не хотят, чтобы их кто-нибудь заметил. А уж о том, чтобы они вышли к фотографам, не было и речи.

Я встал возле самого ограждения, поближе к палатке с "Metallica". От меня до неё было метров пять. В этой армейской палатке были малюсенькие окошки и через одно из них я увидел музыкантов внутри палатки. Я прикрутил к своей камере телеобъектив, надел фотовспышку, поскольку в палатке было темно, улучшил момент и нажал на кнопку фотоаппарата. Вспышка сработала, внутри поняли, что их кто-то снимает, чья-то предательская рука занавесила оконце, через которое я видел музыкантов. Всё! Съёмка закончена!

Я был очень расстроен и когда начался концерт, мне было не до него, настроение было на нуле. Я вышел на поле аэродрома и издалека посмотрел, как выступает "Э.С.Т.". Потом вернулся за сцену, сел на свои ящики и загрустил. Ко мне подошёл и сел рядом со мной Толик Крупнов. Вот у него настроение было превосходное! Нас с Толиком окружили какие-то люди и стали спрашивать у него, как ему нравится концерт? "Отлично! "Metallica" приехала и будет выступать! Куда же ещё лучше!" - сказал он им. Надо признаться, что настроение мне Толик поднял!

На поле перед сценой я не пошёл. Концерт я слушал из-за сцены, там всё прекрасно было слышно. Время от времени я подходил к тому месту, откуда была видна публика.

Когда начала своё выступление группа "Pantera", случилось что-то, что и представить себе было нельзя. Как я уже сказал, на концерт можно было проносить с собой алкоголь. Публика к этому моменту была уже сильно на взводе. И вот те, кто находился подальше от сцены стали бросать в сторону передних рядов стеклянные бутылки из под пива и других напитков. Бросали просто так, на кого Бог пошлёт. Сначала полетела одна бутылка, потом другая, а потом бутылки полетели градом. Они попадали в стоящих вблизи сцены людей, кому в спину, кому в плечо, кому в голову.

На первый взгляд может показаться, что солдаты внутренних воск ведут нарушителя. На самом деле это пострадавший, которому они помогают дойти до машины медицинской помощи. Обратите внимание, его ведут под руки, а не заломив руки за спину.
На первый взгляд может показаться, что солдаты внутренних воск ведут нарушителя. На самом деле это пострадавший, которому они помогают дойти до машины медицинской помощи. Обратите внимание, его ведут под руки, а не заломив руки за спину.

За сценой стояла машина с медицинским персоналом и туда потёк ручеёк людей, в которых попали стеклянные бутылки. Некоторые из них были окровавлены.

Медик оказывает помощь зрителю, которому стеклянная бутылка попала в голову.
Медик оказывает помощь зрителю, которому стеклянная бутылка попала в голову.

Зрители, стоящие недалеко от сцены, сообразили, что находиться там небезопасно и разбежались кто куда. А вот солдаты внутренних воск, стоящие в оцеплении перед сценой, остались на местах. Им уходить без приказа было нельзя. А бутылки всё летели и летели. Тех солдат, в которых они попадали, уводили к машине скорой помощи, остальные оставались стоять на месте. Я представляю себе их состояние!

Когда из задних рядов вперёд полетели бутылки зрители, стоящие недалеко от сцены, сообразили, что находиться там небезопасно и разбежались. Перед линией солдат внутренних войск, стоящих в оцеплении, образовалось свободное от публики пространство.
Когда из задних рядов вперёд полетели бутылки зрители, стоящие недалеко от сцены, сообразили, что находиться там небезопасно и разбежались. Перед линией солдат внутренних войск, стоящих в оцеплении, образовалось свободное от публики пространство.

И вот этим солдатам была дана команда атаковать! Весь этот ряд сорвался с места! С озверелыми лицами солдаты врезались в толпу зрителей и стали резиновыми дубинками колошматить всех налево и направо! Они мстили за своих раненных товарищей, за страх, которого натерпелись сами! Мстили жестоко и беспощадно! Только получилось, что мстили они не тем, кто из задних рядов бросал бутылки, а тем, кто первым под руку подвернулся. Те, кого они лупили, пострадали дважды. Сначала от бутылок, которые сыпались на них, а потом от резиновых дубинок, которыми угощали их обезумевшие солдаты.

Когда я слышу словосочетание "Монстры Рока в Тушино", то перед моими глазами встаёт не концерт, а стеклянные бутылки, летящие градом из задних рядов зрителей в передние и ручеёк травмированных людей, текущий по направлению к медицинской машине. Некоторые из этих людей - окровавленные, некоторых и вовсе несут на руках.

Пострадавшего, который не в состоянии идти сам, несут к машине медицинской помощи на руках.
Пострадавшего, который не в состоянии идти сам, несут к машине медицинской помощи на руках.

По официальным данным за медицинской помощью обратились более 100 человек, с черепно-мозговыми травмами госпитализированы 53 человека, 16 из них - военнослужащие.

Теперь о музыкальных впечатлениях. Они конечно же были и они очень мощные! Ведь на этом фестивале выступили целых две супер-группы - "AC/DC" и "Metallica".

Что касается "Metallica", то могу сказать следующее. Я не являюсь поклонником этой группы. Её музыка мне не близка, а вокал Джеймса Хетфилда мне и вовсе не нравится. Но при всём этом отдаю должное, инструменталисты они просто потрясающие, а уровень энергетики их выступлений зашкаливает все мыслимые и немыслимые пределы. На концерте в Тушино музыканты "Metallica" выложились полностью! Я видел, как они уходили со сцены к своей палатке. Со сцены они спускались шатаясь от усталости. К ним подбежали люди из обслуживающего персонала и завернули их в одеяла. Кого-то из музыкантов вели, заботливо поддерживая с двух сторон, а кого-то и вовсе взвалили на плечи и понесли в палатку. Вот так работают музыканты "Metallica"! Все свои силы без остатка они оставляют на сцене!

Ну а что же "AC/DC"? На мой взгляд, если "Metallica" - это супергруппа, то "AC/DC" - это супергруппа среди супергрупп. Инструменталисты в "AC/DC" великолепнейшие, а вокалист бесподобный! "AC/DC" устроили яркое, красочное, жизнерадостное шоу с пальбой из настоящих пушек и огромными надувными куклами, возникающими на заднике сцены. Они откровенно веселились на сцене, получали удовольствие и дарили его зрителям! В общем, по полной программе получилось "For those about to rock. We salute you" (Мы приветствуем тех, кто собирается зажечь рок).

Устали ли "AC/DC" от выступления? Нисколечко. Во всяком случае этого совсем не было заметно. Со сцены они уходили сами, не шатались, никто их в одеяла не заворачивал и на плечах, как тюки не нёс. После концерта они ещё некоторое время стояли за сценой и общались с кем-то. С улыбочками общались!

Барабанщик группы AC/DC Крис Слэйд за сценой после концерта.
Барабанщик группы AC/DC Крис Слэйд за сценой после концерта.

Я воочию увидел принципиальную разницу между двумя великими рок-группами. Для "Metallica" рок-музыка - это тяжкая работа, от которой они очень сильно устают. Что касается "AC/DC", то у них рок то что называется "в крови", на сцене они живут и чувствуют себя радостно и комфортно.

Моё самое сильное музыкальное впечатление от фестиваля "Monsters of Rock" в Тушино, это выступление группы "AC/DC"!

P.S.
В 1991 году мы с Александром Поповым и Владимиром Елбаевым делали рок-журнал "Drive" и рок-газету "Red Rose". В наших изданиях, конечно же были опубликованы материалы о "Monsters of Rock" в Тушино. Для них я отобрал и напечатал некоторые сделанные на этом фестивале кадры. Журнал "Drive" и газету "Red Rose" мы делали при Агентстве Печати Новости (АПН). АПН издавало множество журналов на самых разных языках, которые распространялись по всему миру. В этих журналах тоже были опубликованы материалы про "Monsters of Rock" и для публикаций в них агентство попросило у меня мои негативы на время. К сожалению, негативы так и остались в АПН, а поскольку оно прекратило своё существование, то и мои негативы безвозвратно исчезли. К счастью, сохранились фотографии, которые я напечатал для журнала "Drive"! Они-то и опубликованы в этой статье.

Текст и фото: Михаил Грушин

Если Вам понравилась моя статья, не забудьте поставить Лайк. Вы также можете подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Мои статьи на Яндекс Дзене

Анатолий Крупнов и группа “Чёрный Обелиск” в Олимпийской Деревне. Исторический концерт 1988 года

"ZNAЙ SOSEDA !" - международный рок-фестиваль, проведённый в Москве в 1988 году.

Группа «Тяжёлый День» в Олимпийской Деревне. Исторический концерт 1988 года.

Концерт группы “Э.С.Т.” в Горбушке 19 июня 1988 года