Невозможно даже вообразить, сколько постановок балета Чайковского «Лебединое озеро» состоялось за почти 150 лет!
И вот еще один вариант в исполнении Санкт-Петербургского театра.
На сцену выходит рекордное количество балерин - лебедей, а именно: сорок восемь!
А начиналось когда-то все довольно печально. Сам Чайковский признался, что взялся он за данный проект в первую очередь из-за хорошего материального вознаграждения, а, значит, вдохновение здесь было далеко не на первом месте. Поэтому, полагаю, неудивительно, что первая постановка практически провалилась. Балерина, на которую он рассчитывал, вообще отказалась от роли Одетты. Остальные тоже энтузиазма не проявили.
Сюжет «Лебединого озера», полагаю, известен всем хорошо и кратко его можно выразить так: к принцессе Одетте сватается колдун и, получив отказ, превращает ее в лебедя, коим она и является в светлое время суток. Расколдовать ее может только истинная любовь, которая приходит к ней в лице принца Зигфрида.
В целом, разумеется, сюжет не нов и не оригинален. Вопрос лишь в том, как заставить его заискриться необычными красками и зажечь как исполнителей, так и зрителей.
Ну, и, разумеется, с людьми всегда злые шутки играют мода и престиж. Поскольку,
если произведение мало известно и не ангажировано, то результат предсказуемо печален. Если же вдруг его объявляют модным, все резко меняется.
Вот и здесь, проваленный при жизни автора спектакль, неожиданно приобрел второе дыхание после его смерти.
Театры, словно, начали соревнование между собой, на самую оригинальную постановку.
В Великобритании лебедей танцуют мужчины.
В Германии принц Зигфрид - это на самом деле знаменитый «лебединый король» Людвиг Баварский, построивший Нойшванштайн, и до сих пор в кругу театральных критиков ведутся споры, связывал ли свои идеи Чайковский с этим замком, чье строительство было начато в 1869 году, или нет.
Во Франции Рудольф Нуриев, танцует партию Зигфрида и акцент смещается с Одетты на принца.
Зато в Австралии Одетта, безусловно, основной персонаж, поскольку по замыслу постановщика, женщина душевно больна и все происходящее является плодом ее видений.
В Польше Зигфрид предстает в виде российского императора Николая II, а Одетта – это, конечно же, в таком случае, Матильда Кшесинская.
Ну, а рекорды по зрелищности, разумеется, бьет Китай с их грандиозной технологичной продвинутостью, невероятной пластикой и голографией.
Для российских же граждан, как это ни парадоксально, балет «Лебединое озеро» навсегда станет синонимом государственного переворота, поскольку именно под музыку Чайковского к этому балету и просыпались жители СССР 19 августа 1991 года.
В последней же постановке петербургского театра, помимо огромного количества участников, большую роль играют спецэффекты и акцент, мне кажется, серьёзно смещен на колдуна в развевающихся на фоне дымовой завесы, грома и молний, одеждах.
А для меня самым прекрасным, восхитительным и затмевающим все на свете, является игра первой скрипки. И даже дирижер трижды пожимает руку мастеру столь волшебной игры.
Все вместе, это дает повод задуматься, как много значит слаженная команда, сколько великих творцов работают над одним произведением и как зависят друг от друга. Ну, и, конечно, стоит подумать о том, что в наш век прагматизма и господства денег, находятся люди, готовые посвятить себя великому, а не мелочному, дарить радость, восторг и слезы счастья другим и делать это на высочайшем уровне. И сколько еще специалистов своего дела остались за сценой!
Сам же балет «Лебединое озеро» скоро отпразднует сто пятьдесят лет.
#Балет, #Лебединое_озеро, #история, #Чайковский.