Найти тему
Блог Эльфийки

Выходя за рамки: 9 игр, которые ломают 4 стену

Оглавление

Термин «сломать четвертую стену» означает переступить грань между персонажем игры/актером/героем книги и игроком/зрителем/читателем. Если выражаться просто, то между героем и потребителем контента изначально выстроена стена. Ее можно сломать, обратившись непосредственно к человеку, сделав его частью истории.

Такие моменты особо запоминаются нам в играх, еще больше приближая к реализму происходящего.

С тобой Эльфийка - игроблогер, стример, автор книг по мотивам игр, и сегодня мы говорим об играх, которым удалось сломать четвертую стену.

Tomb Raider 2 (1997)

-2

Если ты играл в Лару Крофт в 90-х, то наверняка запомнил момент в финале, когда после пережитых с тобой экшен-сцен героиня собирается принимать душ. Парни того времени с упованием ждали, что же будет дальше, но в тот момент, когда Лара была готова снять халат, она повернулась к камере и обратилась именно к тебе, игрок.

Героиня спросила: «Тебе не кажется, что ты видел уже достаточно?» и разбила записывающее устройство выстрелом.

Ситуации с оживлением сцен подглядывания за девушками не редкость в играх. В NieR: Automata открывается чудесный вид из-под платьица 2B. Но героиня будет укоризненно на тебя смотреть при злоупотреблении этим фактом и отталкивать камеру.

Metal Gear Solid (1998)

-3

Один из злодеев игры способен свести тебя с ума. Во время боя с Психо Мантисом, он может попросить игрока отложить геймпад. Кодзима – гений, правда? Приемы разрушения 4 стены между героями и игроком в конце 90-х поражали. Многие сталкивались с подобным впервые.

Если игрок действительно клал контроллер, антагонист мог начать его двигать, ведь тогда о вибрационных возможностях геймпада слышали не все. В любом случае, если ты попадался на уловку злодея, он не оставлял шанса победить себя.

Помимо приемов во время сражения, Психо Мантис умел силой мысли узнавать о твоих любимых играх, ведь все данные хранились на консоли. Вот уж поистине слом четвертой стены.

Max Payne (2001)

-4

В Max Payne имеется несколько моментов со сломом четвертой стены. В одном из них герой осознает, что находится в видеоигре.

Также игроку выпадает возможность слегка скрасить существование Макса. Когда он едет в лифте, играет не особо приятная музыка, которая ему не нравится. Если ты выстрелишь в колонку в этот момент, герой выскажет тебе свою благодарность.

The Stanley Parable (2011)

-5

Вся игра The Stanley Parable представляет из себя снос четвертой стены. Во-первых, мы играем от первого лица и зачастую кажется, что диктор-проводник по коридорам офиса героя обращается именно к нам, а не к нему.

Каждое наше действие откликается словами проводника. Он пытается вразумить нас, показать, какой скучной и бесполезной может быть жизнь, и что делать, чтобы ее изменить.

Притча о Стэнли – аллегория о нашем личном выборе, послушании и принятии.

Undertale (2015)

-6

Некоторые персонажи из Undertale любили ломать четвертую стену. Существа с большим количеством решительности могут сами сохранять прогресс игры и перезаписывать его.

Санс – ключевой персонаж намекает на слом стены между игрой и игроком, поглядывая на экран во время своих шуток. Он четко знает, какого пути прохождения придерживается игрок, иногда звонит герою на телефон.

Вообще все персонажи здесь будто наблюдают за нами. Быть может, тот факт, что герой не является ни мальчиком, ни девочкой (игрок сам для себя может решить, кем он управляет) показывает нам истинную задумку Undertale – мы максимально отчетливо представляем себя на месте своего персонажа.

Until Dawn (2015)

-7

В Until Dawn происходит резкий снос четвертой стены. Во время прохождения к игроку обращается доктор с просьбой пройти простые психологические тесты, что выявляют страхи. В дальнейшем игра подстраивается под твои страхи, давит на них и подсовывает именно их.

Но самый шик происходит, когда на твой смартфон в реальности звонит "маньяк". Телефонный номер, естественно, надо заранее занести в систему. Такой прием ломает четвертую стену до последнего кирпичика. Кстати, я так и не решилась ответить на звонок…

Doki Doki Literature Club! (2017)

-8

Визуальная новелла известна своим сломом четвертой стены ближе к финалу игры. Just Monika – о чем-то говорит тебе? Тогда слушай спойлер. Эта девчонка – та еще хитрюга, она по уши влюбилась в тебя и решила устранить всех соперниц, стирая их файлы из игры.

Действительно, сама концепция Doki Doki Literature Club! подразумевает запуск отдельного рабочего стола, помимо твоего на ПК. На нем хранятся файлы из игры, меняя которые, можно продвигаться по сюжету.

Момент откровений Моники, когда она смотрит тебе в глаза и рассказывает о своих чувствах, вызывает шок и ощущение, что она на самом деле существует.

Detroit: Become Human (2018)

-9

Хлоя – андроид, что ломает стену между игроком и игрой. Во время прохождения она ждет тебя в главном меню, будто является твоим личным роботом. Героиня комментирует твои выборы, поздравляет тебя с Днем Рождения, делится эмоциями. Ты начинаешь чувствовать ее присутствие в своей жизни.

В один прекрасный момент она попросит себя отпустить, и, если ты согласишься подарить ей шанс изучить мир, меню игры опустеет.

Мор (Pathologic 2) (2019)

-10

Ремейк известного «Мора» - уникальная игра. Мало того, что она ломает четвертую стену, она дарит невероятный интерактивный опыт. Ты пытаешься сохранить жизнь своему герою, как самому себе. Ты невольно начинаешь ассоциировать себя с персонажем.

Мору не надоест играть с тобой, это произведение искусства разрушит грань между реальным и виртуальным, беседуя с тобой, как с живым человеком.

Какие еще разрушающие четвертую стену игры ты можешь вспомнить?

-11

👉 Группа в ВК 💜 Ютуб-канал 💜 Дискорд 👈